Педагогические извращения идеи коллективного воспитания приводили к тому, что коллектив служил средством подавления личности, а личность рассматривалась как производное коллектива. Коллектив постепенно перестал служить средством развития личности.
Государство берет на себя все функции воспитания, и семья теряет свои воспитывающие функции. Предаются забвению национальные традиции, народные обычаи, праздники. Педагог в условиях административно-командной системы был лишен возможности выбора своей педагогической позиции, самостоятельности.
Роль классного руководителя потеряла свой смысл, так как он стал просто выполнять свои функции и понимал, что стандартизированная воспитательная работа носит формальный характер, а как работать в новых условиях, он не знает. Новации последних лет (появление гимназий, лицеев, частных школ и т. п.) не внесли радикальных изменений в массовую школу. Она продолжает оставаться учреждением, отторгающим от себя детей и не способным в силу этого выполнить свои воспитательные функции.
Все это подтверждает необходимость обновления системы воспитания на основе гуманистической концепции воспитания. История педагогической мысли, опыт образования в нашей стране и за рубежом показывают целесообразность гуманной системы воспитания. Именно такая система способна воспитать свободного человека.
Развитие личности человека — непрерывный и сложный процесс, в котором действуют как стихийные, так и целенаправленные факторы. Главные из них — социализация, воспитание, саморазвитие. Постоянно работает биологический механизм саморазвития с его составляющими в виде задатков человека, на основе которых формируются потребности, интересы, склонности и способности. Сегодня перед учебным заведением ставятся новые задачи — осуществить целенаправленное воспитание, которое представляет собой управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности. Управление процессом развития ребенка предполагает создание благоприятных условий для развития личности, оптимального взаимодействия биологической и социальной составляющих человека, обеспечение единства социализации, воспитания и самовоспитания. Важно нейтрализовать отрицательные взаимодействия среды и усилить факторы, стимулирующие самореализацию личности. В центре воспитания должен быть поставлен ребенок, его интересы, желания, возможности, резервы, индивидуальные особенности. Поворот к личности ребенка — как основное направление обновления школы — предусматривает создание фундамента самоуважения и общественного авторитета личности. Выпускник развивающей школы должен быть развит сам, готов к жизни в развивающемся обществе и уметь развивать общество.
В современных школах начались реальные процессы гуманизации, вызванные новым подходом к образованию — личностно-ориентированным, индивидуально-ориентированным. Признание уникальности человека, индивида, ребенка приводит к перестройке всей жизнедеятельности школы.
Общая цель, связанная с развитием личности, ее сознания и самосознания, требует ее конкретизации с учетом тех трудностей, которые переживает молодое поколение в условиях всеобщего кризиса: философско-мировоззренческая подготовка молодежи, которая поможет ей определить смысл жизни, ценностного отношения к ней, потребности проектировать свое будущее и реализовать его;
Самопроверка как этап решения задачи
Деятельность по самопроверке (самоконтролю) можно рассматривать как элемент процесса решения задачи (схема ). Самопроверка теряет смысл, если ученик не овладел знаниями и умениями, предшествующими этапу проверки. Поэтому степень успешности формирования умения производить проверку зависит от того, к ...
Особенности ДОУ компенсирующего вида
Детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции существуют для различных групп детей: Для детей с задержкой психического развития; для детей с туберкулезной интоксикацией; для часто болеющих детей; для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; для ...
Сущность понятия «монологическая речь»
Монологическая речь – это одна из важнейших форм говорения. Отсюда следует, что для того, что бы вывести понятие «монологическая речь» в первую очередь следует раскрыть понятие «говорение» в целом, для большего понимания данной курсовой работы. Говорение как вид речевой деятельности в первую очеред ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...