Педагогические извращения идеи коллективного воспитания приводили к тому, что коллектив служил средством подавления личности, а личность рассматривалась как производное коллектива. Коллектив постепенно перестал служить средством развития личности.
Государство берет на себя все функции воспитания, и семья теряет свои воспитывающие функции. Предаются забвению национальные традиции, народные обычаи, праздники. Педагог в условиях административно-командной системы был лишен возможности выбора своей педагогической позиции, самостоятельности.
Роль классного руководителя потеряла свой смысл, так как он стал просто выполнять свои функции и понимал, что стандартизированная воспитательная работа носит формальный характер, а как работать в новых условиях, он не знает. Новации последних лет (появление гимназий, лицеев, частных школ и т. п.) не внесли радикальных изменений в массовую школу. Она продолжает оставаться учреждением, отторгающим от себя детей и не способным в силу этого выполнить свои воспитательные функции.
Все это подтверждает необходимость обновления системы воспитания на основе гуманистической концепции воспитания. История педагогической мысли, опыт образования в нашей стране и за рубежом показывают целесообразность гуманной системы воспитания. Именно такая система способна воспитать свободного человека.
Развитие личности человека — непрерывный и сложный процесс, в котором действуют как стихийные, так и целенаправленные факторы. Главные из них — социализация, воспитание, саморазвитие. Постоянно работает биологический механизм саморазвития с его составляющими в виде задатков человека, на основе которых формируются потребности, интересы, склонности и способности. Сегодня перед учебным заведением ставятся новые задачи — осуществить целенаправленное воспитание, которое представляет собой управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности. Управление процессом развития ребенка предполагает создание благоприятных условий для развития личности, оптимального взаимодействия биологической и социальной составляющих человека, обеспечение единства социализации, воспитания и самовоспитания. Важно нейтрализовать отрицательные взаимодействия среды и усилить факторы, стимулирующие самореализацию личности. В центре воспитания должен быть поставлен ребенок, его интересы, желания, возможности, резервы, индивидуальные особенности. Поворот к личности ребенка — как основное направление обновления школы — предусматривает создание фундамента самоуважения и общественного авторитета личности. Выпускник развивающей школы должен быть развит сам, готов к жизни в развивающемся обществе и уметь развивать общество.
В современных школах начались реальные процессы гуманизации, вызванные новым подходом к образованию — личностно-ориентированным, индивидуально-ориентированным. Признание уникальности человека, индивида, ребенка приводит к перестройке всей жизнедеятельности школы.
Общая цель, связанная с развитием личности, ее сознания и самосознания, требует ее конкретизации с учетом тех трудностей, которые переживает молодое поколение в условиях всеобщего кризиса: философско-мировоззренческая подготовка молодежи, которая поможет ей определить смысл жизни, ценностного отношения к ней, потребности проектировать свое будущее и реализовать его;
Понятие ролевой игры, ее функции и структура
Сам термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначно. Слово «игра» употребляется в переносном смысле - «игра с огнем» - и че ...
Метод подобия
Основная идея метода подобия состоит в следующем: Сначала строят фигуру, подобную искомой так, чтобы она удовлетворяла всем условиям задачи, кроме одного. Затем строят уже искомую фигуру, подобную искомой и удовлетворяющую опущенному требованию. Метод подобия находит применение обычно в случаях, ко ...
Методика включения компьютерных моделей в структуру преподавания атомной
физики
Изучение атомной физики начинается со строения атома. Учитель рассказывает историю открытия атомов. Далее рассматриваются различные представления о структуре, и содержании атома. В момент объяснения того что атомы состоят из положительно заряженного ядра и движущегося по орбитам отрицательно заряже ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...