Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем

Комплексная педагогика » Современные концепции воспитания » Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем

Страница 1

Научный анализ сложившихся ранее авторитарных систем воспитательной работы школ определил ее типичные недостатки: объектная направленность воспитания, игнорирование внутренних сил саморазвития и самовоспитания человека, жесткая стандартизация воспитательного процесса, игнорирующего индивидуальный и возрастной подходы; формализм воспитания; авторитарный стиль руководства, основой которого является словесное воздействие, разрыв обучения и воспитания; взгляд на воспитание как на сопутствующую учению второстепенную деятельность.

Само понятие «воспитательная система» потеряло всякий смысл, т. к нестабильность в обществе, государстве, понимание свободы как анархии стали альтернативой воякой упорядоченности учебно-воспитательного процесса в школе. В практике работы школы обыденное сознание представляет систему воспитания как какую-то жесткую модель, где нет динамики, изменений, что сдерживает развитие самого учебного заведения и свободу личности. При слове «система» в памяти учителя воскресает командно-административная система, когда господствовал культ казарменного порядка и единообразия во всем. Все инновации и достижения в школе способствовали лишь укреплению сложившегося положения. В школе преобладала учебная деятельность, хотя около 80% учеников уже в начальной школе теряли интерес к учебной деятельности. Работа учителя жестко контролировалась, проверялась, перепроверялась и находилась под давлением администрации школы.

Воспитательная работа строилась по тем же принципам — обязательные классные часы, единые для всех политинформации с заранее определенными разделами, полный охват детей кружками, многочисленные заседания комиссий, штабов, советов, где «разбирали» нерадивых школьников, увещевали их и требовали непременных обещаний все исправить.

Работа с родителями велась в том же командном стиле — вызов в школу (к директору или классному руководителю), письма-жалобы на производство, «проработки» на родительских комитетах класса и школы, педагогическая дрессура.

Во взаимоотношениях педагогов и администрации была та же картина. Всякие инновации, отклонения от принятых, корм, нестандартные формы уроков и внеклассных мероприятий, творческий риск педагогов воспринимались как нарушение приказов, установок и руководящих указаний.

Абсолютизация контроля, обесценивание учителя привели к разрыву между педагогическим коллективом и администрацией школы. Этот разрыв отразился на отношениях между учителем и учеником. Учитель, превратившись в послушного исполнителя всех указаний администрации, превратил, в свою очередь, ученика в объект педагогического воздействия. Традиционная теория и практика воспитания также показали свою несостоятельность. Школа так и не смогла оказать свое влияние на науку, а наука о воспитании подменялась государственной идеологией. Законы о воспитании подменялись правительственными директивами. Методологи ввели в заблуждение науку педагогику, когда провозглашали наше государство страной развитого социализма. Школа, в свою очередь, поставила перед собой невыполнимые задачи — воспитание «нового человека». Сплошь и рядом можно было быть свидетелем педагогических спекуляций, когда массовое явление в школах (трудновоспитуемые, наркомания, детская преступность, отсутствие интереса к учению) выдавалось за частный случай.

Страницы: 1 2 3


Команда проекта
Сегодня современная школа - это большой и сложный организм, здоровая работа которого обеспечивается множеством служб и творческим участием в нем всех участников образовательного процесса. Руководит этим процессом директор образовательного учреждения, поэтому вполне логично, что он же и возглавит пр ...

Особенности применения силовых упражнений в физической подготовке спортсменов подросткового возраста
В настоящее время в силовой подготовке юных спортсменов значительное место отводится применению различных атлетических упражнений, главным образом, динамического характера. Так, анализ учебно-методической литературы, программ и т.п. по силовой подготовке за последние 10 лет показал, что в них при п ...

Возможная нравственная подготовка в это время
Но, отрицая годность в эту пору рассудочного нравственного наставления и принуждения к обязанностям, Руссо, однако, признает необходимой уже и здесь известную нравственную подготовку для детей Ребенок не способен вникать в нравственные наставления, но у него есть внешние чувства, чтобы воспринимать ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru