В процессе реализации концепции был поставлен эксперимент по введению профильного обучения, который проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года и по результатам, которого в рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, организован повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.
Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования. Это, прежде всего, обусловлено психологическими особенностями учащихся. Старшая ступень обучения – это подростковый возраст, центральным новообразованием которого является отношение подростка к себе как к взрослому. В этом возрасте определяется круг интересов подростка, выявляются способности, и складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Поэтому большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы изучить только основы главных предметов, а углубленно осваивать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться.
Так же немаловажной причиной появления профильного обучения на данном этапе развития общества является массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п. подготавливавших учащихся к прохождению вступительных испытаний и дальнейшему получению образования. В связи, с чем переход к профильному обучению направлен на осуществления следующих целей:
обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Профильное обучение осуществляется в соответствии с двумя документами:
1) государственным стандартом общего образования – документом, где описанны нормы и требования, которые определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению);
2) базисным учебным планом, документом, который определяет распределение учебного времени (объем в часах, протяженность по годам) изучение конкретных дисциплин. Данный документ состоит из неизменной инвариантной и вариантной. В вариантной части обозначены образовательные области обеспечивающие разностороннее формирование личности.
Любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента, то есть относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов. Это связано, прежде всего с тем, что в привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов углубленное изучение касается одного – двух предметов, а не целого цикла.
Система разнообразных комбинаций учебных предметов, обеспечивающая профильный уровень обучения, должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения, к ним относятся: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).
Комплекс мероприятий по развитию региональной
системы оценки качества образования в Красноярском крае
Анализ ситуации. Разделение полномочий по государственному управлению в сфере образования. С целью повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Красноярского края Указом Губернатора Красноярского края от 22.07. 2005 № 71-уг «О структуре исполнительных органов г ...
Управление и принципы управления педагогическими системами. Государственный
характер управления системой образования
Управление – это деятельность, направленная на выработку решения, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью на основе достоверной информации. Объектами управления могут выступать любые системы, в том числе образовательная. Управление образовательными си ...
Практические занятия
Практические занятия являются одной из существенно важных форм учебной работы студентов. Здесь они впервые практически устанавливают пути приложения научных знаний, их закрепление и расширение, оценивают методы и средства современной науки. При широком понятии под практикой понимается всякая практи ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...