Методическое обеспечение исследования

Страница 2

К средней группе можно отнести детей, сумевших пересказать текст после повторного прослушивания и при помощи экспериментатора. Для этой группы характерно активное отношение к предлагаемой задаче. Выполнением задачи можно считать состоявшийся пересказ от начала до конца при внятном произнесении логически правильно построенных фраз.

К третьей группе обычно относятся дети с пассивным отношением к задаче. После нескольких повторов текста самостоятельный пересказ осуществляется с трудом, с большой помощью экспериментатора. Можно наблюдать у ребенка невнятное «бурчание под нос», отказ от пересказа («Я не могу», «У меня не получается» и т.д.).

Теоретический анализ психологической литературы показал, что проблема использования рациональных приемов запоминания как условие развития смысловой памяти актуальна для современного школы. Большие изменения происходят в процессах памяти младшего школьника. Осмысленное запоминание играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника.

Продуктивность непроизвольного запоминания проявляется в том, что с возрастом увеличивается объем запоминания текстов, сказок. Ребенок рассказывает больше подробностей и относительно глубоко передает содержание. Непроизвольное запоминание становится более осмысленным.

Некоторые психологи считают, что у детей младшего школьного возраста преобладает механическое запоминание. Так, Э. Мейман утверждает, что логическая память начинает преобладать только в 13 – 14-летнем возрасте.

Исследования отечественных психологов показывают, что механическое заучивание у детей менее эффективно, чем осмысленное: запомнить бессмысленный материал в детском возрасте труднее, чем во взрослом. Это объясняется тем, что заучивание бессмысленного материала требует больших волевых усилия при запоминании, а дети на это еще не способны.

Показателем произвольности служат приемы запоминания. Сначала основным приемом является многократное прочитывание всего материала. Механическое запоминание, к которому прибегает школьник, заучивая заданный урок, объясняется тем, что он не владеет рациональными приемами запоминания.

Все приемы запоминания очень важны.

Группировка – деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.д.).

Выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, примеры, образы излагаемого в тексте и т.п.).

План – совокупность опорных пунктов.

Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основании общих признаков.

Структурирование – установление взаимного расположения частей, составляющих целое.

Схематизация – изображение или содержание чего-либо в основных чертах.

Аналогия – установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий.

Мнемотехнические приемы – совокупность готовых известных способов запоминания.

Перекодирование – вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме.

Достраивание запоминаемого материала – привнесение нового в запоминаемый материал – использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам.

Серийная организация материала – установление или построение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве).

Ассоциация – установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Повторение – сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала.

Конкретно-образный характер памяти младших школьников проявляется в том, что дети справляются даже с такими трудными приемами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность, например на соответствующие иллюстрации.

Это особенно надо знать и учитывать педагогу при организации учебного процесса.

Страницы: 1 2 


Цели, задачи и закономерности обучения
Обучение – это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества. Уже в древности люди ощутили потребность в обучении подрастающего поколения для создания ему условий полноценного существования и осуществления д ...

Описание методики обучения математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр
Для представления методики обучения математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр мы основывались на определении методической системы преподавания (по А.М. Пышкало) как структуры, состоящей из следующих основных элементов: · целей и задач обучения; · содержания обучения; · фор ...

Особенности догматического, объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного, развивающего и модульного обучения
Догматический тип, берущий свое название от догм (догматов), в виде которых представлено осваиваемое учебное содержание, является давней историей образования. Средневековый катехизис, монастырская зубрежка являются классической формой его проявления. Однако рецидивы догматического обучения встречаю ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru