В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей.
Ежегодно более 10 тысяч детей из общего числа новорожденных становятся сиротами в первые часы жизни вследствие отказа от них матерей. В крае детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей насчитывается около 18 тысяч. Так в 2003 году было выявлено 5037 детей, оставшихся без попечения родителей. Положительной тенденцией 2003 года стало меньшее по сравнению с 2002 годом детей не устроенных. На 01.01.2004 года под опекой граждан в крае находится 10985 детей, в приемных семьях 289 детей. За прошедший год передано на усыновление 434 ребенка, возвращено родителям 366, под опеку 2585 детей. Анализ ситуации показывает, что около 70% выявленных детей передаются на воспитание в семьи.
Резко снизился уровень жизни населения, реальные денежные доходы которого в текущем периоде уменьшились на 9 процентов. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума увеличилась и составила 31,9 млн. человек (21,7% всего населения). Фактически каждый пятый россиянин находится за чертой бедности, возросло социальное расслоение общества.
В основном контингент детских домов составляют дошкольники и младшие школьники (90%), проживание которых в семье стало невозможным, например, из-за алкоголизма родителей, постоянных побоев, отсутствия элементарных условий для жизни. Одна из причин помещения детей в детский дом – сексуальное насилие (11%), насилие как над маленькими детьми (1,5–5 лет), так и над девочками 13–15 лет. 9% детей помещаются в детский дом из-за болезни матери, отсутствия родственников, способных заботиться о них, смерти родителей, на время оформления опеки.
Детей в детский дом направляют сотрудники милиции (59%), социальные педагоги (26%), родственники (10%) и очень редко (6%) детей приходят сами, это подростки, которые просто вынуждены уйти из семьи.
Обследование детей детского дома дает достаточно тяжелую картину: 80% имеют психоневрологическую патологию, 42% - задержку психоречевого развития, преобладают заболевания органов дыхания. Только 2, 2% детей здоровы.
Государство берет на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, затрачивая немалые средства на их содержание, однако главной проблемой в данном случае является социализация детей как вне семьи, так и в новых семьях (опекунских, приемных – т. е. в тех, где отсутствует генетическая связь между детьми и родителями). Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
Защита прав социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Они обязаны выявлять, учитывать и избирать форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществлять контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.
Детей, которые остаются без попечения родителей, передают на воспитание в семью (на усыновление, под опеку или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и созидающим оптимальные условия для его воспитания и развития.
Одной из форм семейного воспитания является усыновление ребенка. Это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим родителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые согласно ст. 127 СК, не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья). Разница в возрасте между усыновителем и усыновленными должна быть не менее 16 лет, однако по причинам, признанными судом уважительными, она может быть сокращена.
Анализ исходного состояния познавательного интереса у обучающих в процессе
изучения дисциплины «Спецтехнология»
Экспериментальная работа по исследуемой проблеме осуществлялась в течение двух лет (2003-2005) и была направлена на преодоление противоречия между необходимостью целенаправленного развития познавательного интереса у обучающихся при изучении дисциплины «Спецтехнология» и отсутствием теоретически раз ...
Народная сказка как средство нравственного воспитания детей
Издавна многие педагоги говорили о том, что произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями [39]. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, ...
Анализ результатов диагностики креативности школьников младших
классов
Данные проведенного тестирования сведены в общую таблицу и приведены в Приложении 3. Нами были объединены результаты тестов Е. Торренса Е. Туник и экспертной оценки учителей. Оценивая соотносимость тестов через коэффициент корреляции, мы обнаружили, что корреляция методов Торренса и Туник составила ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...