Так, модель строения дерева должна соответствовать, в частности, удовлетворению потребности ребенка в ориентации не столько в справочниках по ботанике, сколько в саду или в лесу. Нет никакой нужды создавать с помощью сложных спецэффектов высокий уровень "убедительной адекватности" модели атома, представляемому ей объекту, если заранее хорошо известно, что эта модель (с цветными, мигающими, подвижными шариками) не соответствует действительности даже в первом приближении и является правомерной исключительно в области специфических образовательных задач.
Вместе с дидактическими задачами определенные ограничения на использование современных средств наглядности накладывают и другие структурные компоненты педагогической системы: содержание и методы обучения, особенности мировосприятия и миропонимания учеников.
Так, с помощью современных информационных средств учитель имеет все технические возможности для того, чтобы в полной мере реализовать принцип выразительности речи письма за счет его цветовой насыщенности и графического разнообразия.
Общеизвестен феномен психо-физиологического влияния цвета на человека. Графика буквы, слова, текста имеет немалое значение в качестве дополнительного источника информации. Экспериментально установлена частичная зависимость ассоциативных связей слов от той или иной стилизации шрифта, которым они были исполнены (под готический, санскрит, арабское письмо). Однако это наблюдается только на уровне осмысленного распознавания испытуемыми различных шрифтов, понимания их отношения к особым культурам. Если же это отсутствует, использование декоративных шрифтов может только отвлечь внимание от содержания текста, ничего не дав взамен.
Представляемые современными информационными средствами удобство и простота в создании новых наглядных материалов так же нередко вводят педагога в заблуждение, создавая иллюзию неограниченных возможностей. Однако это совсем не так. Наглядный материал - это не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики, дизайна и т.д. Вместе с тем, поскольку это учебный материал, он должен воплощать и некоторый педагогический опыт, быть на уровне методических достижений своего времени в плане структуры, содержания, формы подачи материала. Отсюда понятно, что технично создать пятиминутную запись учебного видеофильма вовсе не означает снять пятиминутный учебный видеофильм, на что может потребоваться и сто часов напряженного труда. Таким образом, использование современного инструментария создания наглядности ограничивается уровнем подготовки самого учителя во многих областях деятельности.
Наконец, создание и использование наглядности ограничивается обыкновенным чувством меры. Утверждение, что наглядности не может быть слишком много, является справедливым только в условиях ее дефицита. Познание начинается с чувственного восприятия, однако не ограничивается им. Необходимо всегда помнить, что первостепенное значение для становления и развития личности имеет именно мышление и не в последнюю очередь мышление абстрактное.
2. Современные требования к наглядным пособиям по русскому языку
С точки зрения санитарно-гигиенических требований и требований к оформлению к наглядным пособиям можно выделить следующие:
1. Верхнее, наружное и нижнее поля, не включая иллюстративного заполнения полей, должны быть не менее 10 мм.
2. При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков.
3. Не допускается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3.
4. Не допускается применять в изданиях шрифты узкого начертания, кроме заголовков.
5. Не допускается применять:
для основного и дополнительного текста выворотку шрифта и цветные краски;
для выделения текста выворотку шрифта и цветные краски на цветном фоне;
цветной и серый фон в прописях и рабочих тетрадях на участках, предназначенных для письма;
для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т.п.) цветные краски на цветном фоне;
для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок.
6. В пособиях для 1 - 4 классов междусловный пробел должен быть не менее кегля шрифта текста; для 5 - 11 классов - не менее половины кегля шрифта текста.
7. В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения:
непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать;
Понятие «графический навык» и особенности его развития у детей старшего
дошкольного возраста
Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, без овладения графическим навыком. Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для начинающих учиться в школе. Процесс формирования навыка не представляет для детей инт ...
Характеристика принципа прочности, особенности его реализации на занятиях
физкультурой
Успешность обучения физической культуре и спорту во многом зависит от соблюдения дидактических принципов педагогики: сознательности, активности, наглядности, систематичности, доступности, прочности. Принцип прочности означает закрепление сформированных двигательных навыков, сохранение высокого уров ...
Сущность нравственного
воспитания
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки мас ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...