Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с ребёнком, понять стиль жизни семьи, его уклад, взаимоотношения между домочадцами, их духовные ценности. При этом педагог использует комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики.
Однако в исследовании семьи есть свои особенности. Во-первых, необходимо исходить из принципа разумной достаточности: всякий новый шаг предпринимается лишь в том случае, если получен результат на предыдущем. Необходимость в диагностике возникает, если отмечаются нарушения в поведении ребёнка, причинами которых могут быть искаженные родительские отношения, педагогическая неграмотность родителей, дисгармония развития ребёнка.
Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условной сгруппированности семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка. В связи с этим семьи делятся на пять типов.
1. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
2. Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых»
забот родителей, в связи с чем у ребёнка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.
3. Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4. Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Целесообразно знать указанные типы семей и учитывать их особенности при работе с родителями.
В практике образовательных учреждений используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия образовательного учреждения и семьи, усиление её воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
Анализ условий для решения конкретной воспитательной задачи в научных исследованиях, да и на практике зачастую упрощается. На практике поиск подобного «универсального средства» вызывает только разочарование, так как в большинстве случаев эти условия различны. А попытки любого обобщения даже самых эффективных приёмов легко опровергаются многочисленными исключениями.
В действительности ребёнок находится в постоянно изменяющихся условиях, реакция его психики на происходящее тоже изменчива.
Условия, возникающие как результат взаимодействия значимых для воспитания факторов, в каждом конкретном случае создаются воспитателем. Это своего рода обстоятельства или ситуация, оказавшись в которых человек ведет себя так, а не иначе. Родитель, применяя знания закономерностей психики на ситуацию, формирует её, используя уже существующие воспитательные факторы, в том числе собственные.
Признаки разных уровней воспитанности качеств, - считает М.И. Шилова, - являются дифференциальными описаниями, «ключом» для распознавания и условно характеризуют различную степень воспитанности. В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемой личностью общественной направленности и нравственной позиции, от соотношения внешней регуляции и внутренней саморегуляции, по мнению М.И. Шиловой, можно выделить три уровня нравственной воспитанности: высокий, средний и низкий:
- Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивого положительного опыта нравственного поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявлением общественной позиции.
Компьютерные
вирусы
Можно привести массу фактов, свидетельствующих о том, что угроза информационному ресурсу возрастает с каждым днем. И эта угроза исходит от компьютерных вирусов, которые искажают или уничтожают жизненно важную, ценную информацию, что может привести не только к финансовым потерям, но и к человеческим ...
Принципы обучения дошкольников
дошкольный учебный обучение готовность Под принципами обучения подразумевается объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения. Принципы лежащее в основе современной теории дошкольного о ...
Формирование словаря существительных у детей в
онтогенезе
В современной психологической литературе подчёркивается, что предпосылки формирования речи определяются двумя процессами. Первый процесс это - неречевая предметная деятельность самого ребёнка, т.е. расширение связей с окружающей действительностью через чувственное, конкретное восприятие мира. Второ ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...