Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.
И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Проблема исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать проблему нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе;
- охарактеризовать процесс нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста;
- выявить специфику нравственного воспитания в различных типах семей с детьми младшего дошкольного возраста;
- эмпирически исследовать роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста;
- проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
Гипотеза: эффективность процесса нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста зависит от:
- стиля взаимоотношений в семье;
- актуализации проблемы в сознании родителей;
- семейных традиций.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
- эмпирические: наблюдение, беседа;
База исследования: 15 семей с детьми младшего дошкольного возраста.
Концепция непрерывного образования
Непрерывное образование – это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Впервые концепция «непрерывного образования» была представлена на форум ЮНЕСКО (1965 г.) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом. В предло ...
Методы и технологии изучения личности в социальной педагогике
При всем многообразии подходов к пониманию личности в социальной педагогике традиционно выделяются следующие проблемы ее изучения: многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни; ...
Кто может заниматься педагогической деятельностью
Сегодня педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т.е. вопросами воспитания, образования и обучения. Здесь следует обратить внимание на слово "профессионально". Педагоги занимаются педагогической деятельность ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...