Психология усвоения орфографии учащимися начальных классов

Комплексная педагогика » Методическая система обучения орфографии в III-IV классах » Психология усвоения орфографии учащимися начальных классов

Страница 1

Формирование у учащихся орфографической грамотности - умения правильно употреблять графические средства (буквы, дефис, пробел, черточку) при передаче на письме звучащей речи в соответствии с принятыми правилами правописания - является одной из основных целей изучения русского языка в школе. Реализуется эта цель в течение всех лет обучения.

В I-II классах закладываются основы орфографической грамотности, которая заключается в умении учащихся передавать на письме звуки буквами в определенной части слова; употреблять буквы, не обозначающие звуков (ъ и ь), писать слова раздельно и употреблять большие буквы в элементарных случаях. В формировании орфографической грамотности особое место занимают III-IV классы, когда начинается специальное изучение важнейших орфографических понятий; у учащихся закладываются основы системного представления об орфографии и формируются важнейшие орфографические умения и навыки.

Говоря об обучении орфографии, имеют в виду формирование орфографических навыков. Навыки - автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности. Орфографический навык - это автоматизированное действие, которое вырабатывается «сначала как действие сознательное, а затем подвергается автоматизации» (Жедек. 1984,19).

В методике обучения младших школьников грамотному письму по-разному решался вопрос о путях формирования орфографических навыков, поскольку методистами неодинаково понималась природа орфографических навыков. К.Д.Ушинский и его последователи еще в дореволюционное время стояли на позициях сознательного развития орфографического навыка, т.е. считали, что навык возникает как результат сознательных, а не механических действий. Прежде чем приступить к выработке орфографического навыка учащиеся усваивают грамматические знания, составляющие основу навыка. Признание за грамматикой руководящего значения при формировании орфографических навыков дало название направлению в методике - грамматическое направление.

По мнению ученых, наилучшие условия для обучения правописанию создаются тогда, когда вначале это действие складывается как полностью осознаваемое. Особая заслуга в обосновании этого положения принадлежит психологам Л.И. Ботович, П.Я. Гальперину, Д.Н. Богоявленскому, С. Ф. Жуткову и др., а также известным ученым-методистам А.М. Пешковскому, А.Н. Гвоздеву, Н.С. Рождественскому. Таким образом в настоящее время общепринята теория, разработанная сторонниками грамматического направления в обучении орфографии.

«Всеобщее признание, - пишет Д.Н.Богоявленский, - получил принцип сознательного усвоения орфографии, по которому основой обучения орфографии полагались грамматические знания учащихся, а само обучение строилось на изучении орфографических правил и на выполнении разнообразных орфографических упражнений» (1957, 89). Усвоение орфографии - процесс сознательный и поэтому существует тесная связь между особенностями языкового материала и сложными мыслительными действиями, совершаемыми учеником.

Орфографический навык специфичен. Орфографический навык - это сложный речевой навык. Он создается в процессе длительных упражнений. Орфографические действия автоматизируются медленно. Время автоматизации зависит от сложности орфограммы.

Следует отметить, что в начальных классах орфографический навык у учащихся полностью не автоматизируется, это происходит в средней школе. Он образуется в результате длительных тренировочных упражнений, которые надо проводить по определенной системе, учитывая возрастные особенности и уровень подготовленности учеников, основные принципы дидактики. Еще Ф.И.Буслаев, рассматривал грамотное письмо, как навык, который вырабатывается систематически организованными упражнениями, основанными на постепенно возрастающей активности и на сознательном отношении к письму учащихся.

Страницы: 1 2 3 4


Кризисы детской одаренности
Феномен детской одаренности интересует многих специалистов – психологов и педагогов. К настоящему времени ведутся работы по изучению как отдельных свойств детской одаренности (например, рефлексия, доминирующая познавательная мотивация, творческая активность), так и структуры, динамики детской одаре ...

Педагогическое значение подвижных игр
Подвижные игры имеют гигиеническое и оздоровительное значение. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечнососудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Подвижные ...

Описание программы опытно - экпериментального исследования и хода констатирующего эксперимента
Опытно-экспериментальное исследование проводилась в 3-А классе МОУСОШ №1 г. Зубцова. В классе 8 детей, 5 мальчиков и 3 девочки. На основе выдвинутой гипотезы о том, что применение учителем начальной школы комплекса развивающих, интеллектуальных, подвижных, ролевых игр в учебно-воспитательном процес ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru