Индивидуальный стиль деятельности педагога – это интегральная динамичная характеристика индивидуальности, представляющая собой относительно устойчивую, открытую саморегулируемую систему взаимосвязей индивидуально-своеобразных действий, и отражающая специфику взаимодействия преподавателя с учащимися в процессе профессиональной деятельности. Это система приемов, манера общения, способы разрешения конфликтов. В трудах разных ученых предлагаются различные классификации стилей педагогической деятельности. По А.К. Марковой, стили дифференцируются на три общих вида: авторитарный (учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение.), демократический (учитель учитывает мнение учащихся, поощряет самостоятельность суждений, помимо успеваемости, учитывает и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба) и либерально-попустительский (Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам.). Классификация стилей педагогической деятельности, предложенная И.Ф. Демидовой является: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный.
Педагогический такт – это соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей. Основными элементами педагогического такта являются: требовательность и уважительность к воспитаннику; умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; деловой тон общения; внимательность, чуткость педагога. Профессиональный такт проявляется: во внешнем облике педагога; в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации; в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся; в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; в самокритичной оценке своего труда. Педагогическая культура – это универсальная характеристика педагогической реальности, представляющая собой специфическое проектирование общей культуры в сферу педагогической деятельности. Конфликт – форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом / группой / самим собой – в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия. Объективные причины появления пед. конфликтов: утомление учащихся, конфликты на предыдущем уроке, ответственная контрольная работа, ссоры на перемене, умение или не умение преподавателя организовать работу на уроке. Разрешение конфликта:
1. Анализ данных о ситуации, выявление главных сопутствующих противоречий;
2. Определение средств и путей разрешений ситуаций;
3. планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий участников конфликта;
4. Анализ результатов;
5. Корректировка результатов педагогического воздействия;
6. Самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил.
Отбор и конструирование
дидактических материалов, способствующих формированию умений производить
самопроверку решения задания
Как убедиться в правильности ответа? ·Учащиеся должны знать способы проверки выполнения арифметических действий, тождественных преобразований, решений уравнений и неравенств и применять их на практике. Такую проверку можно выполнять и устно; важно, чтобы ученик действительно убедился в правильности ...
Определение методов обучения и их реализация в учебном
процессе
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, ...
Цели применения продуктов, созданных в мультимедиа-технологиях
Мультимедийный продукт позволяет собрать воедино огромные и разрозненные объемы информации, дает возможность с помощью интерактивного взаимодействия выбирать, интересующие в данный момент, информационные блоки, повышает эффективность восприятия информации. Основными целями применения продуктов, соз ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...