Метод занятий, по Руссо. Принцип самодеятельности и самостоятельности

Комплексная педагогика » Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо » Метод занятий, по Руссо. Принцип самодеятельности и самостоятельности

Страница 1

В усвоении знаний надо вести ребенка путем полной самостоятельности и самодеятельности. Руссо - ожесточенный враг книжности и всякого попугайства. Прочь книги и чужие объяснения, при которых всегда остается опасность недостаточно ясного и сознательного отношения к вещи.

Ребенок должен учиться из фактов, а не из книг, и не при помощи чужих объяснений, а самостоятельным, собственным допытыванием явлений. "Я не люблю", - замечает Руссо, - "голословных объяснений; молодые люди невнимательны к ним и забывают их. Фактов! фактов! Я не могу достаточно часто повторять, что мы придаем слишком много силы словам; наше болтливое воспитание способно образовать только болтунов" Надо учиться самостоятельно, из вещей, потому что "о вещах, которым научаешься сам собой, получаешь гораздо более ясные и верные понятия, нежели о тех, с которыми знакомят нас чужие уроки". Кроме того, именно учась так, "не приучаешь своего рассудка к раболепному подчинению авторитету и изощряешь ум, тогда как, принимая беспрекословно все, что нам дают, мы допускаем наш ум ослабевать в беспечности; подобно тому, как тело человека, которого всегда одевает, обувает прислуга и возят лошади, лишается, наконец, силы и употребления своих членов". В интересах полной самостоятельности и самодеятельности в занятиях Руссо восстает против всяких искусственных помочей здесь, - в роде специальных приборов, машин, даже глобусов, карт: так раньше он исключал всякие помочи при первых попытках ребенка ходить. "Вы хотите преподавать этому ребенку географию и отправляетесь за глобусами, картами: сколько инструментов! К чему все эти представления? Зачем не покажете вы ему первоначально самый предмет?". В другом месте, говоря об изучении законов природы, он замечает по поводу разного рода приборов: "Атмосфера учености убивает науку. Все эти машины или пугают ребенка, или их наружный вид привлекает внимание, которое он должен бы обращать на их действия". Руссо хотел бы, чтобы питомец учился из самых простых, обыденных явлений, и если уж нужны приборы и инструменты, то делал бы сам их. Только в последнем случае, не теряя собственной ловкости и наблюдательности, мы получаем еще и увеличивающие их пособия.

В 3 - и книге своею "Эмиля" Руссо дает несколько примеров такого самостоятельного изучения вещей и явлений. Вот, например, урок космографии: "Мы видели солнечный восход на Иванов день, мы посмотрим на него и в Рождество, или другой какой хороший зимний день, известно, ведь, что мы не ленивы и смеемся над стужей. Я озабочусь, чтоб это второе наблюдение происходило в том же самом месте, где происходило первое, и, благодаря небольшой ловкости в подготовке замечания, один из нас непременно вскрикнет: он, ой! вот забавно-то! Солнце всходит не на том месте! Вот здесь наши старые приметы, а оно взошло там, и проч.

Следовательно, есть летний восток и зимний восток, и проч." . В области изучения географии "первыми его (т.е. воспитанника) пунктами пусть будут город, где он живет, и дача его отца; затем промежуточная местность, затем соседние реки, наконец, видь солнца и способ ориентироваться. Пусть он сам нарисует карту всего этого, карту весьма простую и сначала состоящую из этих двух предметов, к которым он присоединит мало-по-малу и другие, по мере знакомства и оценки их расстояния и положения" В области физики, "при исследовании законов природы, всегда начинайте с самых обыкновенных и осязательных явлений. Я беру камень и делаю вид, что кладу его в воздухе, раскрываю руку, камень падает. Я взглядываю на Эмиля, который внимательно следит за тем, что я делаю, и говорю ему отчего этот камень упал? Какого ребенка затруднит этот вопрос? Никакого, ни даже Эмиля, если я не позаботился подготовить его к неуменью отвечать. Все скажут, что камень падает, потому что он тяжел. А что же тяжело? То, что падает. Следовательно, камень падает потому, что падает? Тут мой маленький философ, действительно, приходит в тупик. Вот его первый урок систематической физики". Посредством самых простых опытов, можно изучить и другие свойства и вещи природы. "Опрокиньте стакан в воду, вода не наполнит его, если вы не оставили для воздуха прохода, воздух может, следовательно, оказывать сопротивление. Погрузите глубже стакан, вода займет некоторое пространство, не будучи в состоянии наполнить весь стакан, воздух, значит способен сжиматься до известной степени, и проч., и проч.

Страницы: 1 2


Подходы к изучению личности
социальный педагогический личность Любая теория личности состоит из большого количества своеобразных «микротеорий», объясняющих различные стороны поведения человека. При этом большинство теорий личности можно описать в рамках шести основных характеристик: 1. Структура личности. Основным признаком л ...

Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни
Каждый возрастной этап имеет свои возможности и особенности. Деятельность специалистов по наиболее полному обеспечению этих возможностей является самостоятельным предметом социальной педагогики. Специфика социально-педагогической работы с различными категориями людей по обеспечению их социального р ...

Сплоченность детского коллектива как педагогическая проблема
Коллектив – относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи. Коллектив – высший уровень развития малой группы, в которой все внутригрупповые процессы опосредованы совместной деятельностью, а члены группы не только разделяют общие ценнос ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru