Результаты образования Эмиля на пороге критического возраста. Эмиль в умственном и нравственном отношении

Комплексная педагогика » Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо » Результаты образования Эмиля на пороге критического возраста. Эмиль в умственном и нравственном отношении

В конце третьей книги "Эмиля" Руссо представляет плоды здраво поставленного умственного образования. "У Эмиля мало знаний, но те, какие у него есть, принадлежат ему действительно: он ничего не знает вполовину". У него мало знаний, но есть ум, "всеобъемлющий по способности их приобретать", "ум открытый, смышленый, способный ко всему". Из знаний у Эмиля есть только естественные и чисто физические знания. "ин знает существенные отношения человека к вещам, но ничего не знает о нравственных отношениях человека к человеку" 2). "Ему неизвестна еще история, метафизика (в смысле Руссо, - практическая философия) и мораль даже по имени". Соответственно этому, и в нравственном отношении он обладает только индивидуальными добродетелями, как они могли образоваться из отношений его к вещам. "Эмиль трудолюбив, воздержен, терпелив, тверд, исполнен мужества. Его воображение, нимало не воспламененное, никогда не преувеличивает ему опасностей". Он умеет терпеливо страдать. "Привыкший беспрекословно подчиняться закону необходимости", он, не зная еще хорошенько о смерти, умрет, когда будет нужно умирать, "без жалоб и сопротивления" "Чтобы иметь общественные добродетели (сострадание, милосердие и т.д.), ему недостает единственно знакомства с отношениями, которые их требуют. Потому что он не знает еще взаимных человеческих отношений. У него нет пока общественных добродетелей, но у него нет и противоположных им недостатков и пороков. Он не чувствует за собой никаких обязательств перед другими, но и сам не требует от них никаких обязанностей по отношению к себе. "Он одинок в человеческом обществе и полагается только на самого себя". Так как у него есть все условия счастья: "здоровое тело, проворные члены, ум точный и без предрассудков, сердце свободное и без страстей", то он, "не нарушая ничьего покоя, прожил довольным, счастливым и свободным, насколько позволяет природа''.

"Как вы думаете", - заключает Руссо главу, - "ребенок, достигший таким образом до своего пятнадцатилетнего возраста, даром прожил свои предыдущие годы?!"


Совокупность способов и приемов организации познавательной деятельности обучаемых
При проектировании ИТО выбор преподавателем совокупности способов и приемов организации познавательной деятельности обучаемых (методы и формы обучения, схемы ее управления) является процессом сугубо творческим. Он зависит не только от решаемой дидактической задачи, но и от подготовленности самого п ...

Цели обучения
Первым и наиболее важным этапом проектирования ИТО, от которого зависит результативность всего дальнейшего технологического процесса, является этап задания цели обучения. Под результативностью в этом случае следует понимать степень достижения студентом социально значимых дидактических целей, трансф ...

Урок окружающего мира как форма приобщения детей к экокультуре
Содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе. В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы: 1 уров ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru