В конце третьей книги "Эмиля" Руссо представляет плоды здраво поставленного умственного образования. "У Эмиля мало знаний, но те, какие у него есть, принадлежат ему действительно: он ничего не знает вполовину". У него мало знаний, но есть ум, "всеобъемлющий по способности их приобретать", "ум открытый, смышленый, способный ко всему". Из знаний у Эмиля есть только естественные и чисто физические знания. "ин знает существенные отношения человека к вещам, но ничего не знает о нравственных отношениях человека к человеку" 2). "Ему неизвестна еще история, метафизика (в смысле Руссо, - практическая философия) и мораль даже по имени". Соответственно этому, и в нравственном отношении он обладает только индивидуальными добродетелями, как они могли образоваться из отношений его к вещам. "Эмиль трудолюбив, воздержен, терпелив, тверд, исполнен мужества. Его воображение, нимало не воспламененное, никогда не преувеличивает ему опасностей". Он умеет терпеливо страдать. "Привыкший беспрекословно подчиняться закону необходимости", он, не зная еще хорошенько о смерти, умрет, когда будет нужно умирать, "без жалоб и сопротивления" "Чтобы иметь общественные добродетели (сострадание, милосердие и т.д.), ему недостает единственно знакомства с отношениями, которые их требуют. Потому что он не знает еще взаимных человеческих отношений. У него нет пока общественных добродетелей, но у него нет и противоположных им недостатков и пороков. Он не чувствует за собой никаких обязательств перед другими, но и сам не требует от них никаких обязанностей по отношению к себе. "Он одинок в человеческом обществе и полагается только на самого себя". Так как у него есть все условия счастья: "здоровое тело, проворные члены, ум точный и без предрассудков, сердце свободное и без страстей", то он, "не нарушая ничьего покоя, прожил довольным, счастливым и свободным, насколько позволяет природа''.
"Как вы думаете", - заключает Руссо главу, - "ребенок, достигший таким образом до своего пятнадцатилетнего возраста, даром прожил свои предыдущие годы?!"
Система начального профессионального образования
Начальное профессиональное образование - это основание всей пирамиды подготовки кадров. Система начального профессионального образования - это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предыст ...
Управление и принципы управления педагогическими системами. Государственный
характер управления системой образования
Управление – это деятельность, направленная на выработку решения, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью на основе достоверной информации. Объектами управления могут выступать любые системы, в том числе образовательная. Управление образовательными си ...
Детский дом открытого типа
Учреждение открытого типа я рассматриваю на примере детского дома №2, расположенного в районе совхоза «Октябрьский». Ситуация, в которой живут воспитанники детского дома достаточно плачевная. Здание расположено в лесной зоне, среди частных домиков, дач. Напротив центрального входа детского дома рас ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...