Анализ содержания учебной программы и учебных пособий «Окружающий мир» по проекту Н.Ф. Виноградовой

Комплексная педагогика » Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира по проекту Н.Ф. Виноградовой » Анализ содержания учебной программы и учебных пособий «Окружающий мир» по проекту Н.Ф. Виноградовой

Страница 2

2). Рассказ - этюд - одна из разновидностей творческого рассказа о каком-либо предмете или явлении окружающего мира. Это своеобразная словесная зарисовка, образная характеристика предмета. Главная отличительная характеристика этого вида рассказывания - краткость, образность, выделение наиболее яркого признака описываемого явления [2, с.89].

3).Творческие задания с использованием музыки и живописи.

Своеобразие и ценность таких заданий состоит в том, что они строятся на сочетании двух наиболее эмоциональных видах деятельности: слушании музыки и рассматривании репродукций картин. Поэтому результатом этой деятельности является сформированность умения эстетически воспринимать явления природы и общественной жизни, отражённые в произведениях искусства.

4). Учебные ролевые игры - ещё одна разновидность творческих заданий.

Для развития воображения, которое так необходимо для эффективного обучения, особенно важна игровая деятельность. Одним из главных элементов такой игровой деятельности является наличие креативности, то есть творческого начала.

Мы уже говорили о проблемном обучении, как об одном из условий развития творческих способностей. В данной программе также раскрывается его сущность.

1. Основной методический элемент проблемного обучения - создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствия и не может простым путём (например, только с помощью памяти) преодолеть его [2, с.98].

2. Основной метод создания проблемной ситуации – высказывание предположения (гипотезы). Для этого в учебнике 3-4 класса введена специальная рубрика, которая так и называется «Выскажи предположение».

Мы приведём примеры некоторых заданий, встретившихся в данной рубрике учебника.

Например: Тема «Что такое воздух», предлагается задание: объяснить, что означает выражение «подышать свежим воздухом?» [5, с.28].

3. Учебная ситуация должна содержать «конфликт», то есть, возможность порассуждать, поспорить, какое-то мнение отвергнуть, а какое-то признать истинным.

Конечно, что бы подвести учащихся к проблемному обучению, необходимо с помощью системы специальных вопросов активизировать у учащихся имеющиеся знания [2, с.98].

Мы выявили, что содержание также имеет возможности для развития творческих способностей [4]. Здесь имеются такие задания:

В рубрике «Это задание ты выполнишь дома»:

Например, Тема «Вода»: составить рассказ о том, почему нужно охранять водоёмы, беречь воду.

Рабочие тетради, прилагаемые к учебнику «Окружающий мир» также содержат творческие задания.

Например, домашнее задание: написать сочинение на тему «Почему люди воюют?» и другие [5, с.29].

Таким образом, проанализировав программу Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» и учебные пособия, прилагающиеся к работе на данном уроке, убедились, что:

- содержание данных учебных пособий несут в себе хорошие возможности для организации творческой деятельности на уроке;

- задания соответствуют методам реализации творческой деятельности младших школьников (использованы методы: диалогического общения, постановке вопросов, проблемной ситуации, игры и другие).

Данная система даёт возможность педагогу развивать творческие способности школьников на уроке через содержание учебников.

Страницы: 1 2 


Методика создания и воплощения игровых программ
Однако единственная игра, даже самая лучшая, не может обеспечить успеха в решении всех стоящих перед педагогом задач, в связи с чем наиболее оптимальной стратегией его деятельности является разработка и реализация в работе с детьми целостного комплекса игр (игровой программы). Удачным примеров тако ...

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, выделенная Словесные методы обучения. К словесным методам обучения относятся: Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами ...

Условия формирования математических способностей
С чем же связана различная скорость овладения математическими знаниями? Встречаются разные типы возрастного умственного развития. “Ранний подъем” (в дошкольном или младшем школьном возрасте). Он обусловлен наличием ярких природных способностей и задатков соответствующего типа. В дальнейшем может пр ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru