Значение Руссо в истории педагогики

Нет ни одного писателя, которым бы столько восторгались, как Ж. - Ж. Руссо. Ни одно из педагогических сочинений не удостаивалось такого внимания со стороны широкой публики, как "Эмиль". Тотчас по появлении "Эмиль" был переведен на немецкий и английский языки, всюду возбуждал и завладевал общественным, вниманием, вызывая многочисленную литературу, вплоть до курьезных подражаний. Великие немецкие поэты и мыслители 18-го века отзывались о книге с величайшим восхищением. Гёте называл ее "естественным евангелием воспитания" ("Naturevangelium der Erziehung"); Гердер "божественным произведением". Кант утверждал, что никакая книга "так глубоко его не трогала". Педагогическими идеями "Эмиля" увлекались не только в теории, но и на практике, хотя в широкой публике увлекались, разумеется, больше отдельными педагогическими девизами, чем общими принципами. Но были увлечения и более серьезные, как увлечение немецких "руссоистов", - филантропистов. Во всяком случае ни одна книга не возбуждала в обществе столь сильного, живого педагогического интереса и одушевления, как "Эмиль". Руссо сделал педагогические вопросы предметом самого широкого общественного внимания и интереса.

Но это, все-таки, более или менее внешняя, так сказать, показная сторона влияния Руссо. Автор "Эмиля" оказал на педагогию и глубокое внутреннее влияние, обогатив ее новыми, плодотворными идеями. Правда, что педагогическая система Руссо в целом (как она излагается в "Эмиле") нигде и никогда не принималась. На это едва ли рассчитывал и сам автор. Но некоторые основные ее идеи вошли в педагогию и положили начало существенному ее преобразованию. Руссо первый так ярко подчеркнул особый строй детской психологии, на изучении которого должна быть основана рациональная педагогия.


Методы самовоспитания: самонаблюдение, самоанализ, самоодобрение. Основные средства воспитания
Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта, предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие, а также деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии сознательно поставленным целям, сложившимися идеалами и убеждениями. ...

Государственные формы устройства для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
К государственным формам устройства относятся различные образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; а также учреждения социального обслуживания населения (детские дома – интернаты для детей – инвалидов с ...

Примерные домашние задания учащимся по математике в начальных классах
Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание Вычисли, представляя, где удобно, слагаемые или заменяя соседние слагаемые их суммой. 65 + 9 + 5 36 + 8+12 20 + 27 + 3 + 30 76 + 8 + 4 47 + 6 + 24 50+19+1+20 Вычисли, записывая решение столбиком 75 – 49 64 + 28 93-57 56+16 Числа от 1 до 100 Умножение и деление ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru