Связная речь, высказывание, текст как методические понятия

Комплексная педагогика » Развитие связной речи младших школьников на уроках русского языка » Связная речь, высказывание, текст как методические понятия

Страница 1

Связная речь — раздел, который всегда выделялся методистами как особая область работы по развитию речи. Это объясняется тем значением, которое имеет связная речь в жизни человека и общества.

С точки зрения лингвистической связная речь — "отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные самостоятельные части".

В методике наименование "связная речь" употребляется в трех значениях:

1) связная речь — процесс, деятельность говорящего, пишущего (в таком, например, словоупотреблении: в процессе связной речи ученики овладевают .);

2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание (в таком, например, словоупотреблении: анализ связной речи (высказывания ученика);

3) название раздела работы по развитию речи.

Так как наряду с термином "связная речь" употребляются как синонимичныеfнаименования "высказывание", "текст", уточним их значение.

Высказывание в лингвистике — это сообщение, акт коммуникации, единица сообщения, функциональная единица и т. д. При этом некоторые лингвисты относят к высказываниям только предложения, другие различают разные по длине (объему) высказывания, равные длине предложения, длине сверхфазового единства, длине абзаца и т.д.

Для методистов высказывание (как и связная речь) — это и речевая деятельность ученика, когда он выступает с развернутым ответом по материалу учебной дисциплины, устно или письменно воспроизводит содержание прочитанного, пишет рассуждение, рассказ, статью в стенгазету и т. д., и результат этой деятельности: развернутый ответ, изложение (устное и письменное), рассуждение, рассказ и т. д., т. е. определенное речевое произведение, большее, чем предложение.

"Текст" употребляется в методике как синоним слова высказывание во втором его значении ("результат речевой деятельности"), чаще применительно к письменному высказыванию (текст статьи, текст изложения, анализ текста, но и: текст устного выступления).

Что же такое текст? В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица высшего ранга, большая, чем одно предложение. Отмечаются две взаимосвязанные, но не тождественные стороны текста — связность и цельность. Вопросы связности (синтаксиса) текста были раскрыты в предыдущей главе. В данной главе остановимся на вопросах смысловой цельности текста.

Прежде всего покажем значение этой стороны текста, используя следующий пример:

Сегодня я взглянул на небо. Все оно было в черных тучах. Тучи образуются из пара. Горячий пар полезно вдыхать при насморке. Насморк — верный признак гриппа. Грипп возбуждают вирусы. Вирусы исследуют в лабораториях.

Перед нами ряд предложений, безусловно связанных друг с другом: небо — оно; в тучах — тучи; из пара — пар и т. д. Однако эта совокупность связанных друг с другом предложений не образует текст, так как не обладает смысловой цельностью.

"Текст,— пишет И. Р. Гальперин,— представляет собой снятый момент языкового творческого процесса, представленный в виде конкретного произведения, отработанного в соответствии со стилистическими нормами данного типа письменной (устной) разновидности языка, произведение, имеющее заголовок, завершенное по отношению к содержанию этого заголовка, состоящее из взаимообусловленных частей и обладающее целенаправленностью и прагматической установкой".

Страницы: 1 2


Обзор направлений и опыта использования компьютерных развивающих игр учителями начальных классов
В условиях стремительного развития научно-технического прогресса, быстрого увеличения информационной базы во всех сферах человеческого познания школа решает задачу о том, как научить молодое поколение жить в быстро изменяющемся информационном мире. Психолого-педагогическая концепция перехода к обуч ...

Учебная, производственная и преддипломная практика
Основной задачей курсовых работ и курсового проектирования является подготовка студентов к выполнению комплекса взаимосвязанных задач: учебных, научных, технических и других объединенных некоторой общей темой. С курсового проектирования и выполнения курсовых работ начинается профессиональное станов ...

Становление элементов учебной деятельности; условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника
Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы. В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru