В психологической науке еще не выработано единого взгляда на проблему способностей, их структуры, происхождения и развития.
Если под математическими способностями подразумевать все индивидуально-психологические особенности человека, способствующие успешному овладению математической деятельностью, то нужно вычленить такие группы способностей:
самые общие способности (условия), необходимые для успешного осуществления любой деятельности:
¾ трудолюбие;
¾ настойчивость;
¾ работоспособность;
кроме того, хорошо развитые произвольная память и произвольное внимание, интерес и склонность заниматься данной деятельностью;
общие элементы математических способностей ¾ те общие
особенности мыслительной деятельности, которые необходимы для очень широкого круга деятельности;
специфические элементы математических способностей ¾ особенности умственной деятельности, которые свойственны только математику, специфичные именно для математической деятельности в отличие от всех других.
Последние и есть собственно математические способности.
Математические способности ¾ это сложное, интегрированное образование, основными компонентами которого являются:
¾ способность к формализации математического материала;
¾ способность к обобщению математического материала;
¾ способность к логическому рассуждению;
¾ способность к обратимости мыслительного процесса;
¾ гибкость мышления;
¾ математическая память;
¾ стремление к экономии умственных сил.
Компоненты математических способностей в младшем школьном возрасте представлены лишь в своем “зародышевом” состоянии. Однако в процессе школьного обучения происходит заметное их развитие, младший же школьный возраст является наиболее плодотворным для этого развития.
Существуют так же и природные предпосылки развития математических способностей, к коим надо отнести
¾ высокий уровень общего интеллекта;
преобладание вербального интеллекта над невербальным;
высокая степень развития словесно-логических функций;
сильный тип нервной системы;
некоторые личностные особенности, такие как разумность, рассудительность, упорство, независимость, самостоятельность.
При разработке занятий по развитию математических способностей следует учитывать не только возрастные и индивидуально типологические особенности детей, но и соблюдать определенные условия, чтобы это развитие было максимально возможным:
¾ деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции;
¾ деятельность должна быть по возможности творческой;
¾ деятельность должна быть ориентирована на “зону ближайшего развития” ученика.
Характеристика умственно отсталых детей
Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции) составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы р ...
Типология упражнений
Упражнение в дидактике определяется как "планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью овладения им или повышения его качества". Из данного определения следует, что упражнения рассчитаны на организацию репродуктивной (воспроизводящей) деят ...
Элективные курсы как способы организации профильного обучения
Рассмотренные принципы профильной дифференциации содержания образования могут быть реализованы на практике по-разному, с помощью различных средств, этому свидетельствует возникновение в последние годы, наряду с традиционными школами с углубленным изучением отдельных предметов, таких образовательных ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...