Условия формирования математических способностей

Страница 2

В психологической науке еще не выработано единого взгляда на проблему способностей, их структуры, происхождения и развития.

Если под математическими способностями подразумевать все индивидуально-психологические особенности человека, способствующие успешному овладению математической деятельностью, то нужно вычленить такие группы способностей:

самые общие способности (условия), необходимые для успешного осуществления любой деятельности:

¾ трудолюбие;

¾ настойчивость;

¾ работоспособность;

кроме того, хорошо развитые произвольная память и произвольное внимание, интерес и склонность заниматься данной деятельностью;

общие элементы математических способностей ¾ те общие

особенности мыслительной деятельности, которые необходимы для очень широкого круга деятельности;

специфические элементы математических способностей ¾ особенности умственной деятельности, которые свойственны только математику, специфичные именно для математической деятельности в отличие от всех других.

Последние и есть собственно математические способности.

Математические способности ¾ это сложное, интегрированное образование, основными компонентами которого являются:

¾ способность к формализации математического материала;

¾ способность к обобщению математического материала;

¾ способность к логическому рассуждению;

¾ способность к обратимости мыслительного процесса;

¾ гибкость мышления;

¾ математическая память;

¾ стремление к экономии умственных сил.

Компоненты математических способностей в младшем школьном возрасте представлены лишь в своем “зародышевом” состоянии. Однако в процессе школьного обучения происходит заметное их развитие, младший же школьный возраст является наиболее плодотворным для этого развития.

Существуют так же и природные предпосылки развития математических способностей, к коим надо отнести

¾ высокий уровень общего интеллекта;

преобладание вербального интеллекта над невербальным;

высокая степень развития словесно-логических функций;

сильный тип нервной системы;

некоторые личностные особенности, такие как разумность, рассудительность, упорство, независимость, самостоятельность.

При разработке занятий по развитию математических способностей следует учитывать не только возрастные и индивидуально типологические особенности детей, но и соблюдать определенные условия, чтобы это развитие было максимально возможным:

¾ деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции;

¾ деятельность должна быть по возможности творческой;

¾ деятельность должна быть ориентирована на “зону ближайшего развития” ученика.

Страницы: 1 2 


Роль мысленного эксперимента в структуре геометрического доказательства
«Мысленный эксперимент …совершается посредством специально сконструированных идеальных объектов, которые не существуют натурально» [17]. Поскольку мы определили геометрический объект, как идеальную сущность реальной составляющей вещи, то любое действие по изменению и преобразованию такого объекта м ...

Обзор направлений и опыта использования компьютерных развивающих игр учителями начальных классов
В условиях стремительного развития научно-технического прогресса, быстрого увеличения информационной базы во всех сферах человеческого познания школа решает задачу о том, как научить молодое поколение жить в быстро изменяющемся информационном мире. Психолого-педагогическая концепция перехода к обуч ...

Принцип наглядности
наглядность обучение дидактика информатика В педагогике наглядность всегда считалась и считается важнейшим принципом обучения, фундаментом для осуществления всестороннего развития личности. Такой принцип обучения, как наглядность, был впервые сформулирован Я.А. Коменским и в дальнейшем развит И.Г. ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru