– подвижных игр на переменах;
– наглядности;
– занимательных упражнений;
– фантазирования;
– творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему). При этом объем домашнего задания и его сложность необходимо соизмерять с возможностями каждого ученика.
Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому следует предлагать детям разноуровневые задания и даже оставлять за ними право выбора в соответствии с собственными силами.
II. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
а) чередование различных видов учебной деятельности:
– опрос учащихся; фронтальный опрос с использованием мяча; письмо; чтение; слушание; рассказ; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; решение задач.
Элементы игры можно использовать также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши; поднятие руки; сигнальные карточки различного цвета.
б) использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся:
– метод свободного выбора (беседа, выбор действия, выбор способа действия);
– активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);
– методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).
Все это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
в) проведение физкультурных минуток: расслабление кистей рук; массаж пальцев перед письмом; дыхательная гимнастика; предупреждение утомления глаз.
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
г) работа по предупреждению утомления глаз.
д) дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.
III. Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
– «хороший смех дарит здоровье»;
– мажорность урока;
– эмоциональная мотивация в начале урока;
– создание ситуации успеха.
IV. Создание экологического пространства:
– проветривание помещений; – озеленение кабинета; – освещение кабинета.
Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. В озеленении класса помощь оказывают родители. Кроме этого, решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
V. Воспитание общей культуры.
Уроки краеведения: важно, чтобы у детей воспитывалась любовь к земле, где родился и вырос, чувство гордости за русский народ, Родину – Россию, вместе с тем, воспитание у детей терпимости, отсутствие негативного отношения к иным этническим культурам – воспитание толерантности.
VI. Внеклассная работа:
Как же решить вопрос сохранения и укрепления здоровья детей в начальной школе? Учителями начальной школы, были разработаны «Уроки здоровья» - наиболее удачная технология оздоровления, которая применяется для того, чтобы обучить детей навыкам сохранения здоровья.
В младших классах, закладывается фундамент здоровья.
Учебный день начинается с гимнастики до занятий, которая дополняет зарядку, проводимую дома. Её цель – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности на уроках. В комплекс из 5-6 упражнений включаются наиболее простые упражнения для рук, туловища и ног. Комплексы упражнений разучиваются на уроках физической культуры, где закладываются основы правильного выполнения каждого упражнения.
Внимание как психологический процесс
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внима ...
Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игру ...
Нравственное воспитание
Конструктивная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Детское творчество имеет общественную направленность. Ребенок строит постройки не только для себя, но и для окружающих. ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...