Краткая историческая справка о теории обучения в высшей школе

Комплексная педагогика » Теория обучения в высшей школе » Краткая историческая справка о теории обучения в высшей школе

Страница 1

В классической педагогике теория обучения (дидактика) представлена в виде пирамиды. Основания ее принадлежит дошкольному воспитанию и обучению, весь объем занимает начальная и средняя школа. Высшей школе в этой пирамиде принадлежит вершина, т.е. математическая точка, теоретически существующая, практически отсутствующая. Действительно, учебный процесс в высшей школе почти не направляется и не определяется теорией обучения. Приводятся доводы, что в высшей школе занимаются не школьники, а студенты – взрослые люди, ответственные за свои знания и за свою подготовку. Преподавание ведут не учителя общеобразовательных предметов на уровне однотипных элементарных сведений, а профессоры, доценты – специалисты высшей квалификации. Для высшей школы необходима своя, специфическая теория обучения.

Начальным отправным положением построения теории обучения высшей школы, несомненно, должно быть то, что накоплено общей теорией обучения, проверено жизненной практикой и определено как педагогически необходимое и рациональное. Построение теории обучения невозможно без рассмотрения некоторых общих положений и принципов классической теории обучения.

Начало общей (классической) теории обучения, уходит к Платону и Аристотелю. Основой обучения Платон полагал познание Вселенной и деятельности человека. Процесс обучения он сравнивал с колесницей, которую везут два коня: воля – коренник, чувство –пристяжная. Управляет колесницей разум, вынужденный часто прибегать к использованию кнута, особенно по отношению к пристяжной.

Аристотель в основе обучения и воспитания полагал реальное бытие и чувственное восприятие. Систему обучения и воспитания он рассматривал в составе трех благ: внешних, физических и духовных. Знания он делил на два вида: достоверное (практическое) и вероятное (размышляющее), которые объединяются через речь, язык.

Основные направления теории обучения дал Ян Амос Коменский в XVII в. в работе "Великая дидактика". Существенными из этих положений и принципов, не утративших своего значения, являются: "Всякое познание берет начало от ощущений"; "Нельзя учить только на основании авторитета – нужны доказательства, использующие разум и чувства".

Я.А. Коменский сформулировал принципы обучения: сознательности, последовательности и наглядности.

Большое значение он предавал систематичности обучения: "Тот, кто строит дом, начинает не с крыши и стен, а с фундамента. Все сцепляется, связывается одно с другим, одно на основе другого, причем именно так, а не иначе". Он полагал высшее образование целесообразным завершать путешествием по разным странам, чтобы иметь широкий кругозор. Некоторые принципы и правила обучения Я.А. Коменского в основных направлениях сохранились и поныне.

Дидактику совершенствовали и дополняли: Д. Локк – английский философ-материалист (1632 -1704 гг.), который в педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание; Ж.Ж. Руссо – французский писатель и философ (1712 -1778гг.), педагогические взгляды которого выражены в романе –трактате, "Эмиль или О воспитании"; К. Гельвеций – французский философ –материалист (1715 -1771гг.) в сочинениях "Об уме", "О человеке" утверждал о решающей роли среды в формировании личности, доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида; Н. Песталоцци – швейцарский педагог–демократ (1746 -1827гг.), основоположник теории научного обучения, развил идею соединения обучения с производительным трудом в своих работах: "Ленгард и Гертруда", "Как Гертруда учит своих детей", "Лебединая песня".

Особую роль в становлении и развитии высшего образования исторически сыграла Киево-Могилянская академия (до 1701г. – коллегия). Это было первое высшее учебное заведение (1632-1817) в Украине, созданное на базе Киево-Богоявленского братства, и основанной в 1631г. Петром Могилой школы при Киево-Печерской Лавре, т.е. почти на столетие раньше Московского университета.

Страницы: 1 2 3


Общее понятие о формах нравственного воспитания
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем ви ...

Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни
Каждый возрастной этап имеет свои возможности и особенности. Деятельность специалистов по наиболее полному обеспечению этих возможностей является самостоятельным предметом социальной педагогики. Специфика социально-педагогической работы с различными категориями людей по обеспечению их социального р ...

Метод занятий, по Руссо. Принцип самодеятельности и самостоятельности
В усвоении знаний надо вести ребенка путем полной самостоятельности и самодеятельности. Руссо - ожесточенный враг книжности и всякого попугайства. Прочь книги и чужие объяснения, при которых всегда остается опасность недостаточно ясного и сознательного отношения к вещи. Ребенок должен учиться из фа ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru