В классической педагогике теория обучения (дидактика) представлена в виде пирамиды. Основания ее принадлежит дошкольному воспитанию и обучению, весь объем занимает начальная и средняя школа. Высшей школе в этой пирамиде принадлежит вершина, т.е. математическая точка, теоретически существующая, практически отсутствующая. Действительно, учебный процесс в высшей школе почти не направляется и не определяется теорией обучения. Приводятся доводы, что в высшей школе занимаются не школьники, а студенты – взрослые люди, ответственные за свои знания и за свою подготовку. Преподавание ведут не учителя общеобразовательных предметов на уровне однотипных элементарных сведений, а профессоры, доценты – специалисты высшей квалификации. Для высшей школы необходима своя, специфическая теория обучения.
Начальным отправным положением построения теории обучения высшей школы, несомненно, должно быть то, что накоплено общей теорией обучения, проверено жизненной практикой и определено как педагогически необходимое и рациональное. Построение теории обучения невозможно без рассмотрения некоторых общих положений и принципов классической теории обучения.
Начало общей (классической) теории обучения, уходит к Платону и Аристотелю. Основой обучения Платон полагал познание Вселенной и деятельности человека. Процесс обучения он сравнивал с колесницей, которую везут два коня: воля – коренник, чувство –пристяжная. Управляет колесницей разум, вынужденный часто прибегать к использованию кнута, особенно по отношению к пристяжной.
Аристотель в основе обучения и воспитания полагал реальное бытие и чувственное восприятие. Систему обучения и воспитания он рассматривал в составе трех благ: внешних, физических и духовных. Знания он делил на два вида: достоверное (практическое) и вероятное (размышляющее), которые объединяются через речь, язык.
Основные направления теории обучения дал Ян Амос Коменский в XVII в. в работе "Великая дидактика". Существенными из этих положений и принципов, не утративших своего значения, являются: "Всякое познание берет начало от ощущений"; "Нельзя учить только на основании авторитета – нужны доказательства, использующие разум и чувства".
Я.А. Коменский сформулировал принципы обучения: сознательности, последовательности и наглядности.
Большое значение он предавал систематичности обучения: "Тот, кто строит дом, начинает не с крыши и стен, а с фундамента. Все сцепляется, связывается одно с другим, одно на основе другого, причем именно так, а не иначе". Он полагал высшее образование целесообразным завершать путешествием по разным странам, чтобы иметь широкий кругозор. Некоторые принципы и правила обучения Я.А. Коменского в основных направлениях сохранились и поныне.
Дидактику совершенствовали и дополняли: Д. Локк – английский философ-материалист (1632 -1704 гг.), который в педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание; Ж.Ж. Руссо – французский писатель и философ (1712 -1778гг.), педагогические взгляды которого выражены в романе –трактате, "Эмиль или О воспитании"; К. Гельвеций – французский философ –материалист (1715 -1771гг.) в сочинениях "Об уме", "О человеке" утверждал о решающей роли среды в формировании личности, доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида; Н. Песталоцци – швейцарский педагог–демократ (1746 -1827гг.), основоположник теории научного обучения, развил идею соединения обучения с производительным трудом в своих работах: "Ленгард и Гертруда", "Как Гертруда учит своих детей", "Лебединая песня".
Особую роль в становлении и развитии высшего образования исторически сыграла Киево-Могилянская академия (до 1701г. – коллегия). Это было первое высшее учебное заведение (1632-1817) в Украине, созданное на базе Киево-Богоявленского братства, и основанной в 1631г. Петром Могилой школы при Киево-Печерской Лавре, т.е. почти на столетие раньше Московского университета.
Содержание работы по нравственному
воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников
Перспективная программа развития образования в Украине в XXI веке ориентирует педагогов придерживаться принципа вариантности программ воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении. Рассмотрим, как реализуются в действующих программах принципы народности, ознакомление детей с историей, обрядам ...
Формы организации
методической работы с педагогическим коллективом
Как считает К.Ю. Белая все формы методической работы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т ...
Контрольная диагностика. Сравнительный анализ результатов первичной и
контрольной диагностик
Заключительным этапом нашего исследования была контрольная диагностика. Для этого мы использовали тестирование. Целью данной диагностики являлось выявление изменения уровня эстетического развития младших школьников в результате проведенных нами мероприятий. Анализ контрольной диагностики показал сл ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...