Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с историей предметного мира

Страница 7

3) перегружать детей сложной исторической информацией;

4) сводить организацию ознакомления с историей только к форме познавательных занятий.

Целью должно служить формирование у детей познавательного интереса, интеллектуально – творческое развитие ребенка, который сможет жить и творить в нашем техническом обществе.

Исходя из концепции формирования творчества при ознакомлении дошкольников с предметным миром О.В. Дыбиной [30] в основу процесса ознакомления детей с историей предмета нами положен принцип прогнозирования, видения предметов и явлений окружающего мира в их развитии. Данный принцип основан на представлении детей о прошлом, настоящем, а также умении рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и взаимозависимостях («человек – предмет», «ребенок – предмет»).

В исследовании О.В. Дыбиной подчеркивается, что развитие прогнозирования должно включать:

- овладение системой знаний о предметном мире (его прошлом и настоящем);

- овладение системой действий для установления причинно – следственных связей «человек – предмет», «ребенок - предмет», без чего невозможно объективное предвидение будущего;

- развитие вариативности и гипотетичности, поскольку прогнозирование всегда является вероятностным процессом;

- формирование действий по планированию.

О.В. Дыбиной разработаны игры – турне, игры - путешествия в прошлое предметов, направленные на развитие у детей прогностического взгляда [28,30]. Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, взрослый открывает перед ним перспективу изменения предмета, позволяет увидеть обогащение функции и назначения предмета и роль взрослого человека в данном процессе.

Учитывая накопленные наукой положения, мы признаем приоритетную роль дидактической игры в ознакомлении дошкольников с историей предметного мира. В дидактических играх ребенок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, устанавливать причинно – следственные связи, овладевает действиями планирования и прогнозирования.

Итак, проанализировав психолого-педагогические исследования, мы рассмотрели основные теоретические аспекты проблемы ознакомления дошкольников с предметным миром, определили ключевые понятия, а также потенциальные возможности дидактической игры, позволяющие рассматривать ее в качестве одного из ведущих средств формирования представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Представления о семье у воспитанников детского дома
Основное исследование строиться на диагностической методики Рябова А.Е. «Активизирующего опросника личностной семейной сферы (АОЛСС)». Эта методика требует от человека, который его заполняет, критического и оценивающего обращения к своему прошлому, настоящему и, главным образом, к будущему. Детям п ...

Особенности изучения архитектуры дошкольниками
При знакомстве детей с современными зданиями и некоторыми доступными для их понимания памятниками архитектуры, как отмечает Т.С. Комарова, развивается умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого архитектурного сооружения заключается не только в соответствии, но и ...

Особенности устной речи
Для устной речи как для речи, создаваемой в момент говорения, характерны две особенности – избыточность и краткость высказывания (лаконизм), которые, на первый взгляд, могут показаться взаимоисключающими друг друга. Избыточность, т.е. прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы м ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru