Даже если родители профессионально занимаются педагогической деятельностью, в большинстве случаев мы не можем сказать, что в домашнем воспитании своих детей они строго следуют определенным канонам.
Обращаясь к историям жизни конкретных людей, к их жизнеописаниям, мемуарам, мы видим, как велико педагогическое влияние родителей, отца или матери, на многие стороны личности растущего ребенка.
Писателя В.В. Набокова в детстве воспитывала «длинная череда английских бонн и гувернанток», специально приглашенные домашние учителя. Однако влияние матери было ни с чем не сравнимо. «Вот запомни,- говорила она с таинственным видом, предлагая моему вниманию заветную подробность: жаворонка, поднимающегося в мутно-перламутровое небо бессолнечного весеннего дня, вспышки ночных зарниц, снимающих в разных положеньях далекую рощу, краски кленовых листьев на палитре мокрой террасы, клинопись птичьей прогулки на свежем снегу».
В семейном воспитании нет специальных уроков, заранее планируемых бесед о нравственности, природе, красоте. Вся семейная жизнь с ее повседневными событиями, заботами, отношениями, радостями и драмами- постоянная череда уроков, которые дают взрослые детям. И эти уроки, как правило, остаются с человеком на всю жизнь, формируя его собственные педагогические взгляды на воспитание следующего поколения детей.
Ни одна семья не похожа на другую. Есть семьи богатые и есть семьи бедные, родители занимают разное социальное положение, обладают разным уровнем образования, у них разные профессии и разные интересы.
П.А. Сорокин, социолог с мировым именем, остался без матери пяти лет. Его детские воспоминания связаны прежде всего с отцом. Отец, по признанию сына, стал после смерти жены «горьким пьяницей». Чему научил такой отец своих детей? Оказывается, тоже немалому. В памяти будущего ученого запечатлелись такие черты отца, как отзывчивость, заботливость, дружелюбие, то, что он был «работящим и честным в труде, обучавшим нас ремеслу, нормам морали и грамоте». Родителям прощается то, что вряд ли простится профессиональному педагогу. И их уроки важны детям даже в том случае, если родители не отвечают общепризнанным эталонам.
Раскрытие в родителях педагогического таланта неотделимо от целостного становления их личности, от их культуры, от отношения к будущему отцовству и материнству, к будущему потомству. Это одна из самых сокровенных сторон человеческой личности, в которую не может проникнуть посторонний взгляд. Но именно в этой сфере человек обнаруживает свою нравственность, готовность к выполнению педагогической функции семьи в целом и своей личной. Психолог Б.Г. Ананьев писал о сложности обретения людьми нового для них статуса- быть отцом или матерью: «Мать - воспитатель и духовный наставник детей, она для ребенка- олицетворенная любовь. Функции матери- воспитательницы осваиваются с неодинаковым успехом, так как существует огромный диапазон материнских дарований и талантов. Тем более все это относится к социальным функциям общества и освоению молодым мужчиной- супругом новой для него роли отца».
При благоприятном стечении обстоятельств, при осознанном стремлении родителей воспитать в ребенке человека, соответствующего их педагогическому идеалу, обретение воспитательных функций может стать плодотворным. Может стать. Вместе с тем на реализацию этой возможности влияет целый ряд факторов: социальных, семейных, личных. Среди них есть такой, с которыми встречаются все родители. Растущий ребенок ставит перед родителями все новые и новые проблемы. Каждый отец и каждая мать оказываются перед выбором: найти готовое педагогическое решение или выстрадать собственное.
Анализ исходного состояния познавательного интереса у обучающих в процессе
изучения дисциплины «Спецтехнология»
Экспериментальная работа по исследуемой проблеме осуществлялась в течение двух лет (2003-2005) и была направлена на преодоление противоречия между необходимостью целенаправленного развития познавательного интереса у обучающихся при изучении дисциплины «Спецтехнология» и отсутствием теоретически раз ...
Примерные домашние
задания учащимся по математике в начальных классах
Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание Вычисли, представляя, где удобно, слагаемые или заменяя соседние слагаемые их суммой. 65 + 9 + 5 36 + 8+12 20 + 27 + 3 + 30 76 + 8 + 4 47 + 6 + 24 50+19+1+20 Вычисли, записывая решение столбиком 75 – 49 64 + 28 93-57 56+16 Числа от 1 до 100 Умножение и деление ...
Обоснование необходимости использования наглядности при обучении информатике
Сравнительная новизна предмета информатика, нестабильность содержания, разнотипность технических и программных средств, недостаточная разработанность методики преподавания информатики вынуждают нас вновь и вновь возвращаться к отбору содержания, средств и методов преподавания курса. Но при любом вы ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...