Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства

Комплексная педагогика » Специфика воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства » Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства

Страница 2

Б.М. Неменский формулирует такие принципы художественной педагогики:

1. Ведущий принцип – закон уподобления, реализуемый на уроках в методах педагогической драматизации, ситуаций уподобления (через метод игры, метод эмпатии и т.д.).

2. Принцип освоения вживанием, т.е. целостности и неспешности эмоционального освоения (эмоции для превращения в мысль нужно время), что реализуется через метод поэтапных открытий, единство восприятия и созидания, на каждом уроке, метод широких ассоциаций, метод творческой интерпретации содержания и др.).

3. Принцип постоянства связи с жизнью, реализация которого осуществляется на основе метода опоры на личный эмоциональный, визуальный, сенсорный, бытовой опыт детей и актуализация этого опыта для конкретного содержания урока, деятельности; метод внеклассной индивидуальной коллективной деятельности по поводу искусства; метод отчетных уроков перед родителями, школой

4. Принцип опоры на апогей в искусстве (пиковые переживания). Данный принцип может быть реализован через методы сопоставления, поэтапности создания художественного образа и др.

5. Принцип единства формы и содержания в искусстве. Свою реализацию находит посредством использования методов постановки эмоционально-отношенческих задач, единства внешнего и внутреннего состояний, внимания к детали и др.

6. Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков, что может быть осуществлено через методы диалогичности, проблемности, сравнений, коллективных и групповых работ, развития интереса [XX. – с.157].

Остановимся подробнее на каждом из них и определим методы работы.

Закон уподобления

Реализация:

1. «Художник и зритель».

Постоянная смена ролей детьми – то художник, то зритель по отношению к работам мастеров или своим собственным. Ребенок может рассматривать «Сказку о золотой рыбке» с позиций автора, старика, старухи, рыбки и каждый раз он будет открывать неизвестные отношения героев, отношение автора к героям, отношение читателя к авторам и к героям и т.д.

2. «Три брата мастера».

Мастер украшения. Мастер изображения. Мастер постройки. Они способствуют осознанию трех форм художественной деятельности (украшения, изображения, постройки).

3. Отдельные игровые задания в процессе организации совместного деятельности и общения (игры на обогащение словарного запаса, внимания, воображения, мышления, памяти и т.д.).

Принцип освоения вживанием

Реализация:

1. Метод поэтапных открытий.

Четкое выполнение всех заданий воспитателя, неповторимость их. Постепенное, неспешное, медленное «втягивание» детей в тему занятия, игры, действия в раскрытие ее основных граней через переживание, эмоциональное заражение. Используем театральное действие, музыку, картину, художественное слово. В подготовительных группах можно вести «словарь настроения» - каждое занятие – новое слово-настроение.

2. Метод единства восприятия и созидания в каждом действии.

Ребенок переживает, глубоко осознает каждую тему занятия или игры в целости всех видов деятельности: смотря зрительный ряд, слушая стихи, прозу, песню, музыку и выполняя практическую работу – и все на одну тему. Цель здесь – единство осознания и эмоционального переживания; единство всех видов деятельности здесь не цель, а средство.

3. Обобщающие занятия: задача их – сознание целостности изучавшейся темы, перевод ее на новый обобщенный уровень осознания. Обобщенное занятие – вершение осознания проблемы и радость открытия нового ее уровня, создание ситуации успеха – «Я могу!».

4. Метод широких ассоциаций: возможность и необходимость творческой интерпретации содержания. Любое восприятие искусства ребенком включает в себя интерпретацию. Это всегда произведение + воспринимающий. Иное – не реально. Если ребенок ассоциативно «достраивает» сказку или расширяет рассказ по картине шире изображаемого, нужно приветствовать это, а не пресекать, тактично, терпеливо и умно растить росточки творческих личностных связей с искусством через фантазии, воображение. Надо тонко и точно направлять эту интерпретацию. Чаще всего сходства предметов и явлений, совсем не похожих на первый взгляд, улавливают художники и дети. Их роднит ассоциативность мышления – способность видеть связи и исходные черты в вещах и явлениях, как будто несопоставимых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Лекции
Лекция в системе высшей школы играет весьма существенную роль, она является ведущей, направляющей формой учебного процесса. Ее влияние распространяется на все остальные компоненты системы обучения. Лекция –это главная информационная магистраль. Она выражает основное содержание знаний, изучаемых уче ...

Правила разработки и использования презентаций как средства наглядности
Презентация MS PowerPoint – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, которая хранится в файле с расширением. С ее помощью можно создавать и отображать наборы слайдов, в которых текст сочетается с графическими объектами, картинками, фотографиями, звуком, видео и даже мультипликационн ...

Народное искусство в системе эстетического познания мира
Народным называют искусство широких трудящихся масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это, прежде всего, проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художестве ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru