Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства

Комплексная педагогика » Специфика воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства » Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства

Страница 3

Принцип постоянства связи с жизнью

Реализация:

1. Метод привлечения: в беседах с детьми, во время организации совместной игровой деятельности личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей и воспитателей – актуализация и активизация этого опыта для освоения темы беседы, игровой деятельности.

2. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

Этот метод выражен в форме «домашних заданий», коллективных творческих заданий во время занятий в группе. Детям интереснее работать над творческим заданием с продолжением. Так вырабатывается эстетическое отношение к действительности и самому себе, своим способностям и возможностям. Эстетическое отношение к миру – это такое отношение, при котором повседневный жизненный опыт может стать источником художественно-эстетических замыслов, это отношение, которое лежит в основе искусства и художественного творчества. Это отношение, направленное на гармонизацию мира и себя в мире.

3. Метод отчетных занятий перед родителями и всеми желающими: будет лучше, если такие встречи-отчеты будут проводить сами дети (особенно в старших группах). Это может быть встреча-представление, встреча-путешествие, встреча-сказка, театральная постановка, устный журнал и т.д. Здесь дети демонстрируют то, что они умеют, чему научились за определенный отрезок времени.

Принцип опоры на апогей в искусстве

Любое явление необходимо осознать в чистоте его проявления, в «пике», хотя само явление в этом пике бывает реже, чем в состоянии, связанном, переплетенным с другими явлениями. Например, натюрморт или портрет в реальном искусстве существуют, часто переплетаясь с бытовым жанром или пейзажем и т.д. Но показать их, чтобы ребенок уяснил отличие, уяснил специфику, необходимо не в сложно связанных, а в очищенных от связей произведениях - в апогее явления.

Реализация

1. Работа с отдельными произведениями искусства: имеется в виду работа с жанрами в искусстве, которые предъявляются детям в чистом виде, а на обобщающей беседе дети «собирают» специфические отличительные их признаки (так мы знакомим с жанрами в литературе – стихотворение, рассказ, быль, былина и т.д.; в музыке – песня, мелодия, частушка, хороводная и т.д.; в живописи – портрет, натюрморт, пейзаж, марина, бытовая картина и т.д.).

2. Работа с языком искусства: в искусстве есть закон моноканалъности искусства, который заключается в том, что каждый вид искусства «говорит» с нами на своем особом, специфическом для данного вида искусства «языке», не переводимым на язык другого вида искусства (невозможно, например, краску, звук перевести в слово, также как жест перевести в музыку и т.д.). Это означает, что работа с искусством должна строиться на освоении языка конкретного вида искусства – необходимо знать, как искусство «говорит» с нами, с помощью чего, какие изобразительно-выразительные средства для этого у него имеются (так, у литературы – слово, метафора; в музыке – тон, ритм, тембр, высота и т.д.; в живописи – линия, тон, пятно, композиция, светотень и т.д.; в скульптуре – контур, объем, материал, рельеф и т.д.).

3. Сопряжение с личным опытом: работа с искусством должна строиться на постоянном «примеривании» содержания конкретного произведения искусства с личным опытом ребенка, детей. Скажем, показывается пейзаж и идет работа по сравниванию, сопоставлению того, что знает и видит ребенок вокруг себя; знакомимся со сказочными героями, имеющими «говорящие» характеристики (лиса – хитрая, плутовка; волк – злой; ворона – глупая, заяц – бедный, трусливый, лев – сильный, смелый, царь зверей и т.д.) и уместно «перенести» эти качества на людей, поговорить о себе, о человеческих качествах детей: А мы какие? А что у нас есть? А что нам не хватает и т.д.

Принцип единства формы и содержания

Реализация.

1. Постановка эмоциональноо-отношенческих задач в любой практической работе: это основной метод в данном принципе. Необходимо постоянно обращать внимание на органическую связь между внутренним состоянием живых существ и их внешним выражением. Описание характера предмета, его «внутренней жизни», оценка его ребенком – все это должно вытекать из выразительных особенностей его форм, его чувственного облика. Это требует развития особого внимания к единичной неповторимой форме предметов и явлений. Например, предложим ребенку понаблюдать, а потом нарисовать, описать словами, звуками, жестами как кошка нежится, как готовится к прыжку, как потягивается и т.д. Какая поза, какие движения характерны для собаки, когда она провинилась и чувствует это? Или предложим ребенку описать яблоко с точки зрения здорового человека, больного, выздоровевшего (от внутреннего настроения зависит и восприятие), или посмотрим на горбушку хлеба глазами голодного и сытого человека и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Представления о семье у воспитанников детского дома
Основное исследование строиться на диагностической методики Рябова А.Е. «Активизирующего опросника личностной семейной сферы (АОЛСС)». Эта методика требует от человека, который его заполняет, критического и оценивающего обращения к своему прошлому, настоящему и, главным образом, к будущему. Детям п ...

Учитель в школе, его профессиональная пригодность и профессионализм
Учитель и его деятельность – основа, определяющая успешность школьного образования, обучения и воспитания. Именно от квалификации учителя, его профессионализма, активности, энтузиазма зависит то, какими людьми выйдут из школы ученики, насколько целостно и правильно будет сформирована личность каждо ...

Методы контроля и самоконтроля
Устного контроля, и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений); письменного контроля и самоконтроля (контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль); методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru