Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства

Комплексная педагогика » Специфика воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства » Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства

Страница 6

Для учителя, ведущего уроки изобразительного искусства с семилетними учениками, эмоциональный настрой детей очень важен: без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Ёмкое содержание и своеобразное отражение действительности, яркий и выразительный язык народного творчества помогают учителю сделать процесс эстетического познания искусства детьми увлекательным и интересным с первых же уроков.

Примеры орнаментальных композиций, выполненных народными мастерами в разных материалах, с применением разной техники обработки формы предмета позволят учителю просто и доходчиво познакомить младших школьников с единством эстетического и функционального в создании художественной вещи, выделить приемы декоративного обобщения, объяснить, что каждая вещь создается для человека и живет в тесном взаимоотношении с другими вещами. Человек с развитым художественным вкусом способен понимать и ценить стилевое единство предмета, чувствовать связь декоративного искусства с эстетическими требованиями своего времени или прошедших эпох. Потому так важно развивать способность учащихся видеть вещь в среде, в интерьере, в связи с другими вещами и потребностями человека.

К концу обучения в VI классе школьники должны получить знания, необходимые для самостоятельной оценки произведений искусства – их содержания, изобразительно-выразительных средств, образности, самобытности и т.д. Однако цель будет по-настоящему достигнута лишь в том случае, если у детей появится стремление к постоянному общению с изобразительным искусством, к дальнейшему его изучению.

На ряду со всем сказанным, можно говорить о роли искусства как межпредметной связи. Таким образом, использование изобразительного искусства в тех или иных формах на уроках истории, литературы, природоведения, географии формирует такие виды мышления, как образное, логическое, научное и творческое, без которого невозможна никакая самостоятельная деятельность.

Изобразительное искусство помогает развитию ассоциативной памяти. Так, увидев исторические картины В.Г. Шварца, В.М. и А.М. Васнецовых, В.И. Сурикова, А.П. Рябушкина, П.Д. Корина, А.П. Бубнова, дети вспомнят связанные с ними рассказы учителя или текст учебника. Эти картины могут вспомниться при упоминании какого-либо исторического события и в свою очередь вызовут в памяти ряд ассоциаций, деталей и подробностей, которые, казалось, были забыты навсегда.

При этом важно, чтобы зрительные ассоциации носили эмоциональный характер. Поэтому следует вызывать у детей с помощью произведений искусства сильные переживания, активно влиять на их чувства. Эмоциональная память совместно с ассоциативной может закрепить и тот материал, ради которого была сделана установка на восприятие посредством картины, рисунка, скульптуры.

Изобразительное искусство может активно способствовать творческому мышлению учащихся в процессе изучения многих разделов истории древнего мира и средних веков, нового и новейшего времени, глубокому осознанию детьми сложных процессов развития человеческого общества.

Тем не менее, существует проблема: отсутствие профессионально достаточного времени на преподавание предмета, неквалифицированные педагоги, пренебрежении к искусствам как занятиям несерьезным, развлекательно-необязательным даже в тех первых семи классах, где он значится в сетке часов.

Цель данной работы направлена на устранение этой проблемы, стимуляции учителей развивать, прежде всего, себя в данном направлении, а как следствие – своих учеников. Каждый учитель должен сформировать у себя определённый уровень знаний (теоретических и практических), умений и навыков работы в сфере использования искусства. К современному учителю предъявляются высокие требования, и одно из этих требований, по-моему мнению, должно быть следующее: дать ребёнку полную картину о народном искусстве, его историческом развитии, восприятии его как неотъемлемого элемента повседневной жизни и развитие интереса, любви, чуткости к произведениям искусства, желание творить самому.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Типология упражнений
Упражнение в дидактике определяется как "планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью овладения им или повышения его качества". Из данного определения следует, что упражнения рассчитаны на организацию репродуктивной (воспроизводящей) деят ...

Методы и приемы обучения и воспитания
Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспиательных задач. Подласый указывает на то, что в современной педагогике "методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны. Каждая педагогическая школа вкладыв ...

Сущность самоконтроля, его структура и значение
В психолого-педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самоконтроля. Авторы одних работ рассматривают самоконтроль как свойство личности в широком смысле этого слова. Другие авторы считают самоконтроль актом умственной деятельности человека (формой проявления и ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru