Социальное общение подростков и пути гармонизации общения

Комплексная педагогика » Пути гармонизации социального общения подростка в школе и в семье » Социальное общение подростков и пути гармонизации общения

Страница 4

Рис. 2. Социальная сеть Масалаева М. 9а кл.

Цветовая гамма сети: ядро сети – трое человек и все его сверстники. Все участники ядра обведены кружками сиреневого цвета, то есть респондент в отношениях с ними проявляет тревогу. В отношениях с 1, 2, 3, и 8, 7 (смотрите Приложение 3) уверен, упрям, проявляет упорство. Не выявлено в сети самых близких: родителей, сестер, братьев. Он очень дорожит друзьями и общается исключительно только с ними. Сфера общения – сверстники. Для «бунтарей-подростков» характерна обособленность круга общения, куда невхожи простые смертные, в том числе и родители. Но почему только сверстники? Вероятней всего родители слишком его опекают, не дают ему вздохнуть, слишком его «любят», а подросток боится, что сверстники могут назвать его «маменькиным сынком», отсюда и резкая нервозность по отношению к сверстникам, и подавленность.

Габибулавеа Сабина. Причина: очень любознательна, активна и общительна; интересно, насколько ее коммуникабельность на публике отражается за ее пределами. Можно общаться со всеми, а самых близких может рядом и не быть, что может говорить лишь о воображаемой социальной сети.

По результатам ADOR (см. Приложение 1) воспитанием дочери занимается мать. Отец не принимает участия в воспитании дочери. Стиль общения – директивный. Результаты МИСС показали, что она очень дорожит подругами. Сферу общения составляют ее сверстники, хотя из опросника видно, что на самом деле помощь ей окажут и оказывают мама и одной подруги из большого количества названных ею.

Цветовая гамма сети:

Рис. 3. Социальная сеть Габибулаевой С. 9а кл.

Ядро сети состоит из двух человек. Респондент активен, стремиться к общению, весел, экспансивен, переживает страх к чему-то. В отношениях с 1 – уверена и упряма; с 3, 4 – агрессивна, проявляет силу воли; по отношению к 2 испытывает стресс; к сестре (12) – тревожность; а также переживает за маму (9) (смотрите Приложение 3). Из рисунка видно, что для нее ближе подруги и отношения с ними, но в результате опроса оказывается, что из всех подруг ей помогают всего лишь мама, которая на рисунке находится в стороне, и одна подруга. Сеть очень насыщена общением. Это говорит лишь о том, что для нее самой очень важно общение с ними, хотя те в свою очередь не всегда проявляют к ней такое же внимание.

Для меня интересно общение подростков, исповедующих религию, живущих в мусульманских семьях, где все молятся, хотелось бы узнать, что скрывается за завесой набожности и святости, которой так любят некоторые из нас прикрываться. Обычно в дагестанских семьях, особенно там, где молятся, у девочки строго ограниченное общение. Ей нельзя стоять с парнем, особенно незнакомым, не дозволено дружить с парнями. Можно ходить только туда, куда разрешают родители (к родственникам, к соседке-подружке, к одноклассницам). В общем нельзя делать все, что хоть как-то кидает тень на их семью.

Абасова Асият. Этой девушкой и всей ее семьей я заинтересовалась еще два года тому назад, когда впервые начала изучать влияние отношений в семье родителей к подросткам и степени влияния на самочувствие и общение.

По результатам ADOR за 2002 год:

Мать: Здесь налицо конфликт. Дочь пытается все сделать, как скажет мама и слышит недовольство ею. Мама никогда не учитывает мнение дочери, пологая, что она «всегда права». Непоследовательна, то есть за один и тот же проступок: один раз – сурово накажет, другой раз – неодобрительно посмотрит, не устраивая взбучку. Эта непредсказуемость, этот психологический контроль и влияние (от психологического принятия дочери к ее эмоциональному отвержению) подавляет дочь-подростка. Мама поощряет дочь за хорошие поступки и наказывает – за плохие; придает большое значение воспитанию, но только то, что необходимо в будущем для ее семейной жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Анализ содержания учебной программы и учебных пособий «Окружающий мир» по проекту Н.Ф. Виноградовой
Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции. Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. В непринужденной ...

Контроль сформированности иноязычных грамматических навыков
Контроль сформированности грамматических навыков осуществляется в процессе прослушивания устных высказываний, т. е. в самой деятельности (текущий контроль). В соответствии с принципом аппроксимации не всякое отклонение от нормы следует считать ошибкой, снижающее качество высказывания. Не следует ис ...

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
Современная педагогическая наука постоянно развивается и прогрессирует. Меняются взгляды на педагогический процесс, методы и средства обучения и воспитания становятся более гуманными и эффективными. Организация школьного обучения все больше демократизируется, повсеместно вводится диверсификация и д ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru