Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, изучение физика, химии, биологии являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; «Литература», «Русский язык» и «Иностранный язык» – в филологическом профиле; «Обществоведение», «Право», «Экономика» и др. – в социально-экономическом профиле и т.д.
Cодержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Таким образом, реализация в школе профильного образования, дает возможность учащимся направить все свои силы на глубокое изучение тех предметов, которые необходимы для получения будущей профессии, учитывая индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников – с одной стороны, с другой – реализации данного обучения связанна с рядом факторов, сдерживающих процесс профелизации.
Прежде всего, к проблемам введения профильного обучения относятся быстрая изменчивость нормативно-правовой базы и слишком общий их характер, разночтение рекомендательной документации, проблема программно-методического обеспечения, связанная с недостаточным количеством необходимой литературы (особенно это касается литературы по элективными курсами), проблема подготовки учителей к профильному обучению и другие.
Введение профильного обучения накладывает на учителей определенные требования: наличие четких представлений об изменении в содержании образования в профильных классах, наличие представлений об изменении в образовательных технологиях, наличие представлений о нормативном обеспечение профильного обучения и учебно-методическом обеспечение, знание критерий оценки при профильной подготовки учащихся.
Министерства образования подчеркивает, что учитель профильной школы должен обеспечивать:
- личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий) и вариативность;
- практическую направленность образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);
- завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.
В процессе реализации профильного обучение, были выявлены типичные затруднения педагогов такие как:
- незнание нормативно-правовой базы, непонимание целей и задач профильного обучения;
- непонимание отличий в целях, задачах, средствах реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- неполное знание содержания профильного образования, учебно-дидактического и методического его обеспечения;
- невладение проектировочными умениями, учителя затрудняются спроектировать базовый, профильный или элективный курс, поставить адекватные цели к указанным курсам, разработать его содержание;
- недостаточность психологических знаний, что не позволяет грамотно организовать процессы самоопределения, самореализации и самоактуализации ученика, профильную и профессиональную ориентацию, процесс формирования его «Я-образа»;
- незнание методик и неумение проводить доступную диагностику;
- невладение передовыми педагогическими технологиями на уровне использования в образовательном процессе;
- отсутствие достаточного арсенала методов активного обучения, включающий обозначенные на уровне базисного учебного плана метод проектов, исследовательскую деятельность, учебные практики;
- невысокая компьютерная грамотность, не позволяющая включать в образовательный процесс интерактивные методы обучения, мультимедийные и интернет-технологии, значительно расширяющие возможности использования субъектного опыта учащихся и самообразование.
К одним из методов решением данных проблем могут служить многочисленные и разнообразные курсы, связанные с повышением компетентности учителей.
Метод инверсии
Пусть нам дана некоторая кривая М и неподвижная точка К – начало или центр инверсии. Возьмём на кривой М точку А и на прямой КА определим точку А1 так, чтобы абсолютное значение КА·КА1 = к2, где к – есть постоянная длина, то при движении точки А по кривой М точка А1 опишет новую кривую N, которая н ...
Основные
подходы и принципы проектирования информационной технологии
обучения
Информационная технология обучения - это определенная логика организации учебно-познавательного процесса, основанного на использовании компьютерных и других информационных средств. Она предполагает достижения заданных целей подготовки специалистов-профессионалов, активное включение обучаемых в созн ...
Понятие модели обучения
Одно из ключевых употребляемых далее понятий модель обучения. Понятие — модель обучения мы предлагаем в инструментальном значении как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса, ее основу составляет преобладающая деятельность учащихся, которую организует, выст ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...