Профильное обучение и проблемы его организации

Страница 2

Ведущее место в формировании теоретических основ дифференциации обучения занимают психолого-педагогические исследования. Среди них, прежде всего, следует назвать работы Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Г.И. Щукиной и других по проблемам мотивации деятельности, дифференциации обучаемых по характеру мотивации (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев), по индивидуально-личностным характеристикам деятельности (К.М. Гуревич, С.Л. Рубинштейн), возможностям восприятия обучаемыми учебного материала (Д.Н. Богоявленский, И.В. Дубровина, З.А. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская) и др.

В педагогической и психологической литературе дается несколько определений понятия «дифференциация обучения», отражающих различные ее аспекты. В трудах Ю.К. Бабанского, М.А. Мельникова, Н.М. Шахмаева, И.О. Якиманской и других дифференциация трактуется в основном как определенная форма организации обучения, при которой учитываются типологические индивидуально-психологические особенности учащихся и осуществляется особая организации коммуникации учителя – учеников. Дифференциация связывается с такой организацией учебного процесса, которая характеризуется вариативностью содержания, методов и интенсивности обучения (С.И. Зубов, Л.Н. Калашникова, Т.П. Михиевич, А.А. Попова и др.).

Е.А. Певцова, И. Унт и другие рассматривают дифференциацию обучения как процесс, направленный на развитие способностей, интересов школьников, на выявление их творческих возможностей. При этом происходит разделение учебных планов, программ по различным направлениям научного знания и деятельности человека. И.М. Чередов видит в дифференциации обучения способ оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной организации учебного процесса. Е.А. Бондаревская, О.Е. Лебедев, К.Н. Мешалкина, В.И. Панов, И.С. Якиманская и другие подчеркивают, что ведущей функцией дифференциации обучения является обеспечение каждого ученика максимальными возможными условиями гармоничного развития на основе выбора содержания образования и создания благоприятных условий в социальном окружении.

В настоящее время дифференциация рассматривается, прежде всего, как средство осуществления профильного обучения (М.В. Рыжаков, А.В. Баранников, А.А. Пинский, О.Б. Логинова, А.А. Кузнецов и др.), построения «индивидуального образовательного маршрута» (А.В. Хуторской, К.Н. Поливанова, Е.Л. Рачевский, А.Г. Каспржак, И.Д. Фрумин и др.), в основе которого лежит учет индивидуальных особенностей учащихся, возможность обеспечения каждому ученику выбора между различными формами дифференцируемого обучения – типом образовательного учреждения, учебных программ, специализированных классов, темпов обучения, различных видов внеклассной и внеучебной деятельности [32].

К разработке концепции профильного образования Российская школа шла веками, накопив многолетний опыт по дифференцированному обучению учащихся: в 1864 г. была осуществленная организация семиклассных гимназий классическая, целью которой являлась подготовка в университет, с целью подготовить учащихся к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения, в 1915-16 годах в структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную; реализация дифференцированного обучения в 1918 году, предусматривала профилизацию в старших классах средней школы по трем направлениям: гуманитарное, естественно-математическое и технические, а в 1957 году - по физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному; в 1934 году принимается постановление “О структуре начальной и средней школы в СССР”, предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы; в 1966 году были организованы факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов; в конце 80-х - начале 90-х годов в стране стали появились лицеи, гимназии; в 1992 г. – принят Закон Российской Федерации “Об образовании”, закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ; в 2001 г. одобрена концепция модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы, предусматривающее профильное обучение.

Страницы: 1 2 3 4 5


Организация и проведение педагогического эксперимента
Общая характеристика педагогического эксперимента В ходе исследования нами проводился педагогический эксперимент по проверке разработанной методики использования компьютерных развивающих игр на уроках математики в начальной школе. Цель педагогического эксперимента была определена следующим образом: ...

Выявление уровня сформированности представлений об истории предметного мира у детей старшего дошкольного возраста
Изучив теоретические основы проблемы ознакомления дошкольников с историей предметного мира, мы приступили к осуществлению опытно – экспериментальной части исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе ДОУ №195 «Ласточка» Автозаводского района г. Тольятти. В исследовании принимали уч ...

Методы и технологии изучения личности в социальной педагогике
При всем многообразии подходов к пониманию личности в социальной педагогике традиционно выделяются следующие проблемы ее изучения: многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни; ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru