Профильное обучение и проблемы его организации

Страница 3

В процессе реализации концепции был поставлен эксперимент по введению профильного обучения, который проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года и по результатам, которого в рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, организован повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.

Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования. Это, прежде всего, обусловлено психологическими особенностями учащихся. Старшая ступень обучения – это подростковый возраст, центральным новообразованием которого является отношение подростка к себе как к взрослому. В этом возрасте определяется круг интересов подростка, выявляются способности, и складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Поэтому большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы изучить только основы главных предметов, а углубленно осваивать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться.

Так же немаловажной причиной появления профильного обучения на данном этапе развития общества является массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п. подготавливавших учащихся к прохождению вступительных испытаний и дальнейшему получению образования. В связи, с чем переход к профильному обучению направлен на осуществления следующих целей:

обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Профильное обучение осуществляется в соответствии с двумя документами:

1) государственным стандартом общего образования – документом, где описанны нормы и требования, которые определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению);

2) базисным учебным планом, документом, который определяет распределение учебного времени (объем в часах, протяженность по годам) изучение конкретных дисциплин. Данный документ состоит из неизменной инвариантной и вариантной. В вариантной части обозначены образовательные области обеспечивающие разностороннее формирование личности.

Любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента, то есть относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов. Это связано, прежде всего с тем, что в привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов углубленное изучение касается одного – двух предметов, а не целого цикла.

Система разнообразных комбинаций учебных предметов, обеспечивающая профильный уровень обучения, должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения, к ним относятся: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Страницы: 1 2 3 4 5


Воспитание от развития речи до 12-ти лет. Почему здесь преждевременно обучение
По Руссо, дети до 12-ти лет еще не имеют настоящих умственных способностей и потому не годятся для умственного наставления. У них нет ни мышления, ни даже настоящей памяти: "они запоминают звуки, образы, ощущения, редко идеи, еще реже связь". "Все их знание заключается в ощущении, - ...

Типология упражнений
Упражнение в дидактике определяется как "планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью овладения им или повышения его качества". Из данного определения следует, что упражнения рассчитаны на организацию репродуктивной (воспроизводящей) деят ...

Модель разноуровневого обучения
Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне (“А”, “В”, “С”) но не ниже базового, в зависимости от его способностей ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru