Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с историей предметного мира

Страница 1

Удовлетворять детскую любознательность, вовлекать ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра.

Исследованием проблемы игры занимались такие отечественные ученые как: А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.В. Венгер, А.П. Усова, Е.И. Удальцова, Л. С. Выготский и др.

Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Д.Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека" [76].

Выдающийся исследователь в области психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. По его мнению, она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаются со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры [16].

Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. В них много веселых шуток, юмора и в тоже время они требуют от детей напряженной умственной работы. Народная педагогика подметила потребность ребенка в овладении звуками, красками, словами и создала дидактические игрушки и игры с ними. Назначение большинства народных дидактических игрушек и игр - ознакомить ребенка с качествами и свойствами предметов - формой, цветом, величиной, звуком, движением и т.д. Игры и игрушки содействуют развитию речи, произвольного внимания, памяти, сообразительности, воображения.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой она должна быть пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучинами и пр.), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр.

Сам Ф. Фребель, его ученики и последователи высоко оценивали предложенную им систему дидактических игр. Но жесткая регламентированность деятельности ребенка, усвоение знаний в ущерб занимательности; методика проведения игр, основанная на подражании детей действиям, словам садовницы, - все это вызвало критические замечания известных педагогов, познакомившихся с работой фребелевских детских садов (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева).

Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является М. Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка. Для обучающих игр – занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Последнее, по мнению М.Монтессори, составляет основу обучения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы – вкладыши и др.) были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и упражняя свою активность [40].

Изучением и методикой проведения дидактических игр занимались и занимаются такие педагоги, как Тихеева Е. И., Усова А. П., Аванесова В. Н., А.И. Сорокина, Удальцова Е.И., Хачапуридзе Б.И. и многие другие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Признаки заражения компьютера вирусом
При заражении компьютера вирусом важно его обнаружить. Для этого следует знать об основных признаках проявления вирусов. К ним можно отнести следующие: вывод на экран непредусмотренных сообщений или изображений; подача непредусмотренных звуковых сигналов; неожиданное открытие и закрытие лотка CD-RO ...

Память как познавательный психический процесс
Понятие о памяти занимает ведущее место среди всех других психологических терминов. Это в первую очередь связано с реальным значением памяти в жизни и деятельности человека. Памяти издревле придавалось большое значение. Свое начало психология берет в практической трудовой деятельности людей, в проц ...

Понятие «творчество» и «творческие способности»
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде­ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво р ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru