Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с историей предметного мира

Страница 3

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60 – е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.

Огромную роль в изучение дидактических игр внесла А.И. Сорокина: она считает, что в игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых действий создаются интеллектуальные [64].

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнить признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развиваются способности к суждениям, умозаключениям, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и точному запоминанию.

В дидактических играх применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр своеобразна. Важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей.

Дидактические игры кратковременны (10-20 минут), и важно, чтобы все это время не снималась умственная активность играющих.

В зависимости от материала А.К. Бондаренко, А.П. Усова разделяют дидактические игры на три вида: игры с предметами, настольные печатные игры и словесные [7].

Дидактические игры, содержанием которых является ознакомление детей с окружающими их предметами, свойствами предметов, назначением, отношением к ним, составляют занимательную «Азбуку предметов». Она отвечает потребностям детей узнать «Что это». Применяя в играх знания о внешних свойствах предметов, усвоенные в предыдущие годы, дети глубже усваивают знания о новых жизненных связях. Это обогащает круг представлений, словарь, связную пояснительную речь. Романтика познавательного процесса заключается в том, что в игре чаще всего знания не даются в готовом виде, а добываются самими детьми. Активно-поисковый характер освоения знаний о предметах, о своих «помощниках» делает жизнь детей интересной и содействует их умственному развитию.

Особую группу для старших дошкольников составляют словесные игры, которые влияют на уровень умственного развития ребенка.

Словесные игры построены на словах и действиях играющего. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки, отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими подгруппами. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами старшего возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.

Как отмечает А.И. Сорокина, словесные игры используются с детьми старшей группы для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти игры способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей [64].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Основные понятия атомной физики, изучаемые в общих и профильных школах
При определении содержания и методов изучения данного раздела необходимо руководствоваться такими основными факторами, как научной значимостью отобранного для изучения материала и важностью его практических приложений. В процессе изучения атомной физики рассматриваются такие понятия как строение ат ...

Двусторонний характер процесса воспитания. Школьник как субъект и объект воспитания. Критерии воспитанности личности ученика
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель – формирование личности, нужной и полезном себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания – эффективное сотрудничест ...

Содержание внеклассной работы по эстетическому воспитанию в 3 классе МОУ КСШ №1
В ходе практической работы нами был разработан блок занятий по теме: Воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу «Мы и окружающий мир.» Тематическое планирование представлено в таблице 1. Таблица 1 Тематическое планирование занятий по эстетическому воспитанию ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru