Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с историей предметного мира

Страница 2

Рассматривая детские игры в психологическом и педагогическом аспектах, Португалов В.О. правомерно отмечал: игра - один из важнейших факторов физического и умственного развития, нравственного воспитания, формирования воли и характера; "благодаря играм, ум ребенка делается живее, впечатлительнее, острее, приучается быстро находить выход из затруднительного положения"; в процессе игры ребенок активизирует свое отношение к миру, к людям, к себе [9]. Значит, игра выступает как одна из форм наиболее активной жизнедеятельности личности, в которой ребенок всеми доступными ему средствами стремиться к самовыражению, самоутверждению, самопознанию и самосовершенствованию.

Р.И. Жуковская рассматривает дидактическую игру в качестве игрового приема обучения на занятиях по усвоению, обогащению и закреплению полученных знаний, раскрывает возможности дидактической игры в процессе прямого обучения [32].

Р.В. Беспалова осуществляет иной подход к дидактической игре, указывает, в частности, что дидактическая игра "является вторым типом занятия, т.е. приемом практикования упражнения и дальнейшего обогащения знаний детей" [26].

Е.И. Удальцова справедливо считает, что, несмотря на дидактическую направленность, обучающие игры остаются играми - детей увлекают игровые действия. Обучающие задачи воспринимаются детьми в процессе игры [68].

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, это повышает их умственную активность. Но игра для ребенка не просто развлечение. Н. К. Крупская писала: "Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания" [44]. И было бы неправильно утверждать или предполагать, что в дидактической игре ребенок учится легко, бездумно и безответственно.

К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: "Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения первых четырех-пяти лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры" [73].

Важным этапом в развитии детской игры явились исследования А.П. Усовой. "Только совокупностью формирования всех видов деятельности -игры, труда, учения, - подчеркивает А.П. Усова - можно достигнуть полноценных результатов в развитии личности ребенка" [71].

Отмечая воспитательное значение игр, А.П. Усова писала: "Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы" [72].

Обсуждая вопрос об игре как форме организации жизни и деятельности детей, А.В. Запорожец в предисловии к книге А.П. Усовой "Роль игры в воспитании детей" справедливо подчеркивает: чтобы нравственные нормы воспринимались дошкольниками не только под влиянием авторитета взрослого и использовались в качестве внешнего аргумента в их межличностных отношениях, например при разрешении ссор и конфликтов, а стали бы внутренними мотивами поведения, следует подготовить почву для их усвоения. Такая психологическая почва создается путем надлежащей организации практики взаимоотношений детей как в процессе игры, так и в других видах деятельности [34,72].

В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, заявившей о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Е.И. Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно – образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность[74]. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи, развития умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е.И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно – печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Специфика социального общения подростка в школе
Я изучила конфликтность в семейных отношениях, теперь проследим эту конфликтность в школе на классных руководителях 9-11 классов. Для этого я использовала методику К.Н. Томаса(1973), адаптированную у нас Н.В. Гришиной в тест «Конфликтная ли Вы личность?» При опросе классных руководителей моя основн ...

Методы и приёмы педагогической деятельности
Методы педагогической деятельности. В педагогической деятельности используются разнообразные методы обучения, руководствуясь педагогической целесообразностью. Выбор методов осуществляется на основе целевых установок урока, содержания изучаемого материала и задач развития учащихся в процессе обучени ...

Организация и проведение природоведческих экскурсий с целью развития бережного отношения к природе у старших дошкольников
Цель формирующего этапа эксперимента - выявить педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование бережного отношения к природе на природоведческих экскурсиях. Задачи формирующего эксперимента: 1) разработать комплекс природоведческих экскурсий по повышению уровня бережного отношения к пр ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru