Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с историей предметного мира

Страница 5

Интерес к игре, стремление выполнить обучающую задачу активизируется игровыми действиями. В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. При проведении игры дети должны чувствовать, что они играют. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем успешнее решаются познавательные задачи.

Игровые действия зависят от возраста: у старших дошкольников действия сложнее: они требуют взаимной связи действий одних детей с другими, их последовательности и очередности.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь: обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу [40].

Дидактическая игра - это целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных детьми знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы.

В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся пред необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно – дидактическими [40].

Долгое время в теории и практике дидактическая игра рассматривалась лишь как прием обучения и входила в состав занятий или как игровая деятельность вне отношения к обучению. Последние исследования А.П. Усовой, Ф.Н. Блехер, Е.И. Радиной, В.Н. Аванесовой и других, позволяют использовать дидактическую игру как форму обучения детей.

С помощью наглядно-образного мышления дошкольнику дается возможность усваивать с помощью практических действий со схемами, моделями обобщенные знания и приводит к достижению планируемых результатов развития.

Другим важным моментом является развитие произвольности умственных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) и волевой реализации поведения, т.е. умение направлять свои усилия на решение определенных задач.

Суть тех интеллектуальных сдвигов, которые происходят на пороге школьного детства, заключается в переходе от непосредственного к опосредованному познанию действительности, связанному с овладением уже в среднем дошкольном возрасте простейшими мерами, эталонами, позволяющем выделить в анализируемых вещах их отдельные стороны, их различные параметры, отделить, например: живое от неживого, реальное от мыслительного, что создает интеллектуальную готовность перехода к тем

формам научного дискурсивного мышления, которых требует современное школьное обучение.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра, выступает также как средство всестороннего воспитания личности ребенка, что подчеркивала А.К. Бондаренко [7]. С помощью дидактических игр успешно решаются задачи умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания дошкольников.

Помимо закрепления и расширения имеющихся у ребенка знаний, в игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, умение считаться с товарищами, т.е. умение жить в коллективе сверстников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Совокупность способов и приемов организации познавательной деятельности обучаемых
При проектировании ИТО выбор преподавателем совокупности способов и приемов организации познавательной деятельности обучаемых (методы и формы обучения, схемы ее управления) является процессом сугубо творческим. Он зависит не только от решаемой дидактической задачи, но и от подготовленности самого п ...

Создание здоровьесберегающей среды на уроке информатики и ИКТ
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… В.А. Сухомлинский Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье в ...

Общение в системе «отцы – дети»
Практическое исследование взаимодействия родителя и ребенка не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и характеристики родительско-детских отношений и взаимодействия. Существу ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru