Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.
Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала который находился с ним рядом, т. е. под руками – это дерево, глина, кость и т. д.
Также можно выделить несколько наиболее общих художественных принципов традиционных для декоративно-прикладного искусства:
Утилитарность. Практическая предназначенность была свойственна народному искусству с самого его происхождения, определяла соответствующие практической цели форму и содержание его предметов.
Тесное, всецелое срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой. Точность этого соединения декоративно-прикладного искусства, которое обуславливается их правдивостью, смысловой точностью, глубоким эстетическим содержанием, отображением в них существующих нравственных представлений о человеке, обществе и жизни.
Единство материала и технического приема.
Традиционность. Обязательная преемственная передача традиционных форм и опыта, которая помогала стать предмету как бы живым организмом со своим сложившимся характером.
Коллективная природа творчества. Преемственность традиций и коллективность труда избавляли мастеров от ошибок, заблуждений, пустой траты времени и сил, создавали условия для подлинного творчества, дальнейшего обогащения и совершенствования народного искусства.
Близость к детскому творчеству. Строгая каноничность народного искусства уравновешивается таким его свойство, как непосредственность и непроизвольность выражения, близкие к детскому творчеству и угадываемые по лёгкости, непринуждённости пластических форм.
Наглядная декоративность, праздничность впечатления. Нужно наделить вещь красотой, проявляющей себя в элементах декоративности и орнаментальности.
Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта.
Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
Декоративно-прикладное искусство делится на виды по технологиям обработки различных материалов.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
|
Материал |
Технология |
Промыслы |
|
Дерево |
Резьба по дереву( домовая резьба, игрушка) Роспись по дереву |
Богородская игрушка. Хохлома, Городец, Мезень, Полхов-Майдан. |
|
Глина |
Посуда Игрушка |
Гжель, Дымково и т. д. Каргопольская игрушка и т. д. |
|
Металл |
Ювелирные изделия Филигрань Финифть Скань Роспись по металлу |
С. Красное Костромской обл. Ростовская обл. Д. Мстёра В. Устюг Жостово. |
|
Ткань |
Вышивка Кружевоплетение Золотое шитьё |
Владимирская. Вологодское, Елецкое, Михайловское и т. д. Г. Торжок. |
|
Кость |
Резьба по кости(ларцы, гребешки) Скульптуры из кости Цевка |
Тобольская, Архангельская обл. Хотьково, Московская обл. |
|
Бумага, картон |
Папье-маше(шкатулки, коробочки) Лаковая миниатюра |
Федоскино, Палех, Холуй , Мстёра. |
Воспитательная работа как необходимое условие становления личности
Воспитание, как всякая другая деятельность, должно быть упорядочено. Технология в целом представляет собой последовательное и непрерывное движение субъектов и участников воспитательного процесса через промежуточные этапы, виды деятельности. Для успеха воспитательной работы не менее значим учет субъ ...
Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к
обучению и учению
Переход детей от старого типа поведения к новому занимает известное время. Новые нервные связи возникают, развиваются и закрепляются только постепенно. Практика показывает, что дети только постепенно начинают пользоваться тем способам действия, который им указывает воспитатель. Поэтому важно в перв ...
Информационное обеспечение методической подготовки студентов педвуза
Методическая подготовка будущих учителей в педвузе предполагает усвоение методологии предметной методики, умение применять ее в конкретных исследованиях (выделять объект, предмет, формулировать гипотезу исследования, его задачи), овладение закономерностями функционирования методической системы обуч ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...