Поэтическая образность веснянки, ее эстетическая направленность дает возможность ребенку выделять этот вид жанра благодаря его видовым особенностям, средствам выразительности, которые часто повторяются.
В старшем дошкольном возрасте необходимо выделять региональные особенности веснянок и других песен, что способствует элементарному пониманию разных речевых средств выразительности и несет определенную речевую нагрузку, формирует представление об этнографической карте современной Украины.
В весеннем календарно-тематическом цикле особенно выделяются праздники, связанные с яркими явлениями природы, их очевидным и убедительным влиянием на мир растений, животных, поведение и труд людей. Для того, чтобы успешно решить народоведческие задачи, воспитатель и музыкальный работник используют целый комплекс учебно-воспитательных действий. Они включают, в частности, разные виды творчества: изобразительное – вышиванки, писанки, резьба по дереву, элементы отделки национальной одежды металлом, кожей; музыкальное – народная песня, хоровод, игра; художественное слово – стихотворения, песни, заклички, прибаутки; устное народное творчество – пословицы и поговорки, загадки, приметы, легенды, поверья. Тут в неразрывной взаимосвязи может подаваться материал из разных разделов программы, а не только из народоведения, могут сочетаться разные виды деятельности.
Большое значение для достижения успехов в проведении утренников имеет проявление интереса к ним. Для этого организуют посещение театра и просмотр спектаклей, обсуждение просмотренного с анализом игры актеров, их одежды, оформления сцены.
Если спектакли дети просматривают в дошкольном учреждении, можно провести беседу с артистами об их работе. На музыкальных занятиях до проведения утренника следует учить детей перевоплощению в настроение, душевное состояние, характер действующих лиц. Детей знакомят с характерными атрибутами. В повседневной жизни можно планировать выполнение упражнений, например: исполнить с разной интонацией песню Весны в зависимости от того, с кем она вступает в диалог, воспроизвести встречу детей с разными гостями, которые пришли в «хату» на Пасху или на Рождество, воспроизвести голос хитрого зверя, показать, как он двигается и другое.
Если младших детей интересует только участие в празднике и те эмоциональные минуты радости, которые они переживают от сюрпризов, то старших дошкольников уже интересует качество выполнения ими действий каждого персонажа, красота и неповторимость костюмов, атрибутов, декораций. Успех того или другого праздника народоведческой направленности зависит в значительной мере от того содержания описания праздника, который заложен в основу сценария. Поэтому для праздников в дошкольном учреждении должно быть выбрано календарно-обрядовое единство праздника с минимальным религиозным звучанием.
В толковании праздника с помощью литературного текста, легенды или поверья должны иметь место короткие монологи, диалоги персонажей, которых играют дети и взрослые. Отклонение от содержания толкования основных событий, которые создают канву праздника, допускать нельзя. Поэтому воспитателю и музыкальному работнику нужно выбирать доступные для понимания детей материал.
Малые фольклорные жанры, которые используются в сценариях, – народные песни календарно-обрядного содержания, семейно-бытовые и исторические тематики – всегда имеют простой текст, динамический сюжет, который легко и быстро запоминается детьми, поэтому их следует использовать без ограничения, только с учетом продолжительности праздника.
Для того чтобы организовать и провести праздник с исторической или религиозной тематикой, нужно вызвать интерес к событию или явлению, которое положено в основу сценария, организовать глубокое осмысление его детьми как на занятиях по народоведению, так и в повседневной жизни. Во время чтения произведений детской литературы или рассказов воспитателя, например, на историческую тему, следует использовать все средства выразительности.
После чтения или рассказа воспитателем легенд, поверий, былин или произведений детской литературы, дети пересказывают их для лучшего понимания и запоминания сюжета. Все усилия следует сосредоточить на специальных объяснениях до наименьших деталей, чтобы донести до сознания детей полное звучание сюжета. Народная обрядность сложна переносным звучанием отдельных вопросов, своей исторической отдаленностью событий, религиозной особенностью отдельных толкований, поэтому воспитателю следует использовать соответствующий иллюстративный материал, диапозитивы, диафильмы, картины, альбомы, фотомонтаж, кинофильмы и другое.
Дипломная работа
Учебная и производственная практика ставит своей целью приобретение студентами навыков практической работы той профессии, которую приобретает студент в вузе. Учебная практика дополняет и углубляет теоретические знания студентов, связывает обучение с будущей деятельностью специалиста, прививает инте ...
Рейтинговая система оценки знаний при изучении органической химии
В образовательной школе рейтинговая шкала строится на основе учета всех действий и достижений ученика в нужном направлении. Ответил ученик правильно на уроке – получил определенное число баллов, написал реферат, сдал зачет – еще баллы и т.д. С целью стимулирования в учебе рейтинг должен быть активн ...
Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем
Научный анализ сложившихся ранее авторитарных систем воспитательной работы школ определил ее типичные недостатки: объектная направленность воспитания, игнорирование внутренних сил саморазвития и самовоспитания человека, жесткая стандартизация воспитательного процесса, игнорирующего индивидуальный и ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...