От 4 до 6 месяцев гуление плавно перетекает в лепет. Лепет характеризуется более четким оформлением гласных и согласных звуков, появляется мелодика (ба - ба - ба). Основной особенностью лепета является соотнесенность звуков с образом. Так, например, звук ма- ма- ма, будет соотнесен с образом мамы.
В конце первого и начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. Однако в этот период развития, по наблюдениям М. М. Кольцовой, слова не разграничиваются друг от друга, реакция ребенка происходит на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией.
Возраст от 11 месяцев до начала второго года жизни ребенка является преломным моментом, т.к. появляются первые слова. Ребенок быстро усваивает слова и активно их использует, при этом одним словом ребенок обобщает и заменяет целый класс объектов. Например, словом «гаки» (глазки) называет и глаза куклы, глаза мамы, и свои.
2) Преддошкольный этап (от года и до 3 лет).
Этап становления активной речи, характеризуется расширением объема понимания обращенной речи. Это в свою очередь приводит к уточнению, обобщению и активизации названия предметов и действий уже из имеющегося словарного запаса. Хотя еще нередко одно слово передает два или три значения, может обозначать и предмет, и знак, и действие с предметом. Например, слово кых может обозначать в речи ребенка и кошку, и все пушистое (воротник, меховую шапку), и действие с предметом (хочу погладить кошку). Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение.
Появляются первые слова, обозначающие любимые игрушки, продукты питания; первые предложения, состоящие из аморфных слов – корней (однословные, затем из нескольких слов). В возрасте от полутора лет до двух, ребенок пытается объединить слова в простые предложения. Бурное развитие предметной деятельности приводит к активному развитию самостоятельной речи ребенка. В 2 года ребенок начинает задавать многочисленные вопросы о названиях предметов, что способствует скачкообразному увеличению активного словаря, появляются первые фразы. В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения. К концу 2-го года жизни ребенок усваивает слова первой степени обобщения, то есть начинает понимать обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств — имен нарицательных.
3) Дошкольный этап (от 3 до 7 лет).
Дошкольный период является главным периодом в развитии речи ребенка. На третьем году жизни возникает описательная речь. На преддошкольном этапе формируется регулирующая функция: ребенок подчиняется инструкциям взрослых, выполняет словесные требования.
Значительный рост словарного запаса приходится именно на этот период: к 4 годам – около 2 тыс. слов, к 6 годам - около 6 тыс. слов. Речь отрывается от конкретной ситуации и превращается в универсальное средство общения. Формируется чувство языка и способность к словотворчеству. Закрепляется навык словообразования разными способами. Существенно возрастают возможности ребенка в овладении грамматическим строем речи. С трех лет активно формируется произносительная сторона речи, дети не только правильно произносят ряд звуков, но и начинают различать ошибки в своей и чужой речи.
Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами
народного искусства
Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства; - воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого пот ...
Формирование нравственных
ценностей молодежи в детских и
юношеских библиотеках
Проблема формирования духовно-нравственных ценностных качеств личности и прежде всего молодежи в современных условиях особенно актуальна [5, с. 139]. Теоретический анализ отечественных и зарубежных авторов позволяет представить, что ценностная ориентация — это интегративное личностное и социально-п ...
Экспресс – интервью с воспитанниками детского дома
На первом этапе своего исследования я провела экспресс – интервью с воспитанниками детских домов разного типа. Ответы респондентов двух детских домов объединены и рассмотрены с точки зрения младшего школьного и подросткового возраста. Для чего, на твой взгляд, нужна семья? Подростковый возраст Пока ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...