Экспериментальная работа по исследуемой проблеме осуществлялась в течение двух лет (2003-2005) и была направлена на преодоление противоречия между необходимостью целенаправленного развития познавательного интереса у обучающихся при изучении дисциплины «Спецтехнология» и отсутствием теоретически разработанной стратегии и условий реализации этого процесса.
Целью экспериментальной фазы исследования являлось выявление и опытная проверка влияния педагогических условий на эффективность развитие познавательного интереса у обучающихся в процессе изучения дисциплины «Спецтехнология» в Чебаркульском профессиональном училище
К организационно-педагогическим условиям проведения эксперимента мы отнесли:
- тщательный анализ состояния проблемы в теории и практике работы училища;
- конкретизацию гипотезы исследования на основе изучения состояния проблемы в теории и практике образования;
- наличие обратной связи в ходе апробации исследуемых педагогических условий;
- репрезентативность выборки контрольных и экспериментальных групп;
- корректность применения комплекса экспериментальных методов (наблюдение, анкетирование, опрос, анализ продуктов деятельности и др.).
Проведению педагогического эксперимента на всех его этапах предшествовало выявление номенклатуры показателей и критериев его эффективности, анализ используемых в педагогической практике методов экспериментального исследования, уточнение условий его проведения.
Эксперимент проводился на базе Чебаркульского профессионального училища. В экспериментальной работе приняли участие 110 человек – обучающиеся 2-го курса, изучающие дисциплину «Спецтехнология» и 5человек - преподаватели дисциплины «Спецтехнология».
Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.
На первом этапе,
констатирующем (2003 год) - в процессе изучения литературы, анализа работы Чебаркульского профессионального училища, а также практики обучения обучающихся дисциплине «Спецтехнология» были выявлены основные противоречия в подготовки, ведущие к снижению познавательного интереса, что позволило сформулировать проблему и тему исследования, определить его цели, задачи и рабочую гипотезу.
На данном этапе ставились задачи:
- изучить исходное состояние практики преподавания дисциплины «Спецтехнология», ее влияние на развитие познавательного интереса у обучающихся Чебаркульского профессионального училища;
- выявить и уточнить номенклатуру показателей и критериев для определения уровня развития познавательного интереса у обучающихся; - сформировать контрольную и экспериментальные группы, диагностировать в них исходные уровни познавательного интереса;
- выявить комплекс педагогических условий, необходимых для успешного развитие познавательного интереса у обучающихся.
В рамках указанного этапа широко применялись: анкетирование и опросы обучающихся, изучающих дисциплину «Спецтехнология» и преподавателей, преподающих данную дисциплину, представленные в приложении Ж; анализ учебных программ, образовательных стандартов, нормативных документов. Все это позволило получить обширную и объективную информацию о практике и уровне развития познавательного интереса у обучающихся, изучающих дисциплину «Спецтехнология».
На втором этапе педагогического эксперимента, формирующем (2003-2004 годы) для подтверждения выдвинутой нами гипотезы осуществлялась проверка эффективности влияния педагогических условий на процесс развитие познавательного интереса у обучающихся в процессе изучения дисциплины «Спецтехнология».
На третьем этапе педагогического эксперимента, контрольном (2005), осуществлялись проверка эффективности влияния разработанных педагогических условий на процесс развитие познавательного интереса у обучающихся, изучающих дисциплину «Спецтехнология»,
Представление о семье в современном обществе
Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей, сознательный отказ от рождения единственного ребенка; массовый отказ от детей, с ...
Использование силовых упражнений в системе физического воспитания
школьников
Известно, что развитие силы влияет не только на все стороны физической подготовки, но и имеет большое прикладное значение. Силовой компонент присутствует в любых видах спорта и поэтому развитию этого физического качества должно уделяться большое внимание, особенно при подготовке молодых спортсменов ...
Семинарские занятия
Семинарские занятия относятся к практическим занятиям, но представляющим особую форму сочетания теории и практики. На семинарских занятиях студенты выступают с устным или письменным изложением учебного материала на определенную, заданную тему. Занятия могут сопровождаться различными видами иллюстри ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...