- во-вторых, активизировалась самостоятельная работа обучающихся;
- в-третьих, в учебном процессе использовался комплекс деятельностных методик, закрепляющих и развивающих профессиональные умения и навыки: нетрадиционные формы организации занятий и методов подачи учебного материала (игра, проблемное обучение, дисскусии и т.д.), также использовались средства компьютерной техники; различные методики организации исследовательской деятельности (индивидуальной, коллективной групповой и др.).
Имеющиеся экспериментальные группы мы распределили для исследования эффективности реализуемых в них педагогических условий следующим образом:
1 контрольная группа. Развития познавательного интереса через мотивацию и активизацию деятельности с использованием традиционных способ развития познавательного интереса
2 экспериментальная группа. Развития познавательного интереса через мотивацию и активизацию деятельности с использованием компьютерных технологий
Реализация всех разработанных и теоретически обоснованных педагогических условий.
Для реализации первого условия нами предлагались проблемные задания, которые позволяли повысить активность учащихся в группе. Также нами выдавались творческие задания, позволяющие вызвать творческую активность.
То есть для обучающихся создавались такая обучающая среда и условия, в результате которых они испытывали познавательный интерес.
Следующее условие нашего исследования мы реализовали за счет ситуаций проблемного характера. Наличие и реализация таких ситуаций является активной формой обучения, где обязательно каждый обучающийся принимает участие. При проведении такого обучения можно использовать следующие способы создания проблемных ситуаций: подведение обучаемых к выводу, раскрытию которого будет посвящено изучение нового материала; постановка обучающихся перед необходимостью выбора правильного решения из ряда возможных известных им решений. Также наше исследование сопровождалось использованием компьютерной техники, при этом не только преподавателем, но и самими учащимися в процессе решения учебных задач.
Контрольный этап эксперимента подтвердил эффективность скорректированных на предыдущем этапе педагогических условий развитие познавательного интереса у обучающихся в процессе изучения дисциплины «Спецтехнология» в Чебаркульском профессиональном училище.
Результаты диагностики конечного уровня развития познавательного интереса у обучающихся в процессе изучения дисциплины «Спецтехнология» в Чебаркульском профессиональном училище представлены на рисунке 10.
Рисунок 10 - Диаграмма конечного уровня развития познавательного интереса у обучающихся контрольной и экспериментальных групп на контрольном этапе эксперимента
Сопоставление результатов диагностики уровней развития познавательного интереса у обучающихся в процессе изучения дисциплины «Спецтехнология» представлено в таблице 9.
Таблица 9 - Сопоставление результатов диагностики уровней сформированности развития познавательного интереса у обучающихся
Уровни развития познавательного интереса у обучающихся |
Количество обучающихся, чел. | |||
Констатирующий этап |
Контрольный этап | |||
группы |
группы | |||
контр. |
Экспери-мент. |
контр. |
Экспери-мент. | |
1 |
2 |
1 |
2 | |
Высокий |
0 |
0 |
0 |
5 |
Выше среднего |
4 |
5 |
8 |
10 |
Средний |
9 |
8 |
15 |
7 |
Низкий |
12 |
12 |
2 |
3 |
Анализ исходного состояния познавательного интереса у обучающих в процессе
изучения дисциплины «Спецтехнология»
Экспериментальная работа по исследуемой проблеме осуществлялась в течение двух лет (2003-2005) и была направлена на преодоление противоречия между необходимостью целенаправленного развития познавательного интереса у обучающихся при изучении дисциплины «Спецтехнология» и отсутствием теоретически раз ...
Концепция непрерывного образования
Непрерывное образование – это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Впервые концепция «непрерывного образования» была представлена на форум ЮНЕСКО (1965 г.) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом. В предло ...
Организация учебного процесса по математике в начальной школе
В настоящей главе раскрывается сущность понятий «урок» и «форма организации обучения», перечисляются требования к организации и проведению урока математики в начальной школе. Кроме того, приводится сравнительная характеристика известных форм работы на уроке математики. Основной формой организации у ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...