Анализ исходного состояния познавательного интереса у обучающих в процессе изучения дисциплины «Спецтехнология»

Комплексная педагогика » Теоретические основы развития познавательных интересов средствами компьютерной техники » Анализ исходного состояния познавательного интереса у обучающих в процессе изучения дисциплины «Спецтехнология»

Страница 3

Приступая к диагностике, нужно четко осознавать, что является показателем, а что - критерием.

Под показателем вслед за С.И. Ожеговым мы будем понимать «данные, по которым можно судить о развитии или ходе чего-нибудь» [18, с.317].

В контексте нашего исследования это означает, что судить о ходе развитие познавательного интереса у обучающихся, изучающих дисциплину «Спецтехнология» можно на основе анализа данных, отражающих состав ее компонентов, с учетом фактора их сформированности.

Исходя из этого, мы обозначили показатели развития познавательного интереса следующим образом:

— Показатели интеллектуальной активности: вопросы обучающихся, обращённые к преподавателю; стремление обучающихся по собственному желанию участвовать в деятельности, в учебном процессе; активное оперирование приобретёнными знаниями, умениями и навыками; стремление поделиться с окружающими новой, свежей информацией, почерпнутой из разных источников за пределами учебной программы.

— Показатели эмоциональных проявлений: переживание обучающимися гнева, страха, возмущения радости, грусти, вдохновения, удовлетворения и другие менее значимые.

— Показатели волевых проявлений, регулятивные процессы, которые выражены в особенностях протекания познавательной деятельности обучающихся: сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость; применение различных способов для разрешения сложной задачи; стремление обучающихся к завершенности учебных действий; реакция обучающихся на звонок, а также свободный выбор деятельности.

Мерилом оценки показателей является «критерий» [18, с.263]. Значит, оценить зафиксированный в ходе анализа показателей уровень развития познавательного интереса можно при помощи комплекса разработанных в соответствии с показателями критериев.

Проанализировав педагогическую литературу, мы в качестве первого критерия выделили мотивационный, под которым мы положительно-познавательные отношения учащихся к учебной и внеучебной работе, проявляющиеся:

а) в оценке по учебному предмету;

б) в вопросах, задаваемых учащимися, свидетельствующих об их умственной активности и направленности интереса;

в) в сосредоточенности произвольного внимания как показателя сосредоточенности мыслей на предмете интереса;

г) в характере деятельности учащихся: активность, самостоятельность;

д) добросовестность выбора более сложного задания.

Второй критерий - этот критерий качественно-результирующим: в ходе его отслеживания мы выходим на качественный результат процесса развитие познавательного интереса - на профессиональные поведенческие свойства и качества специалиста.

И, наконец, третий из выявленных нами диагностических критериев – критерий индивидуально-личностного развития. Он отражает особенности познавательной деятельности учащихся (сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость; применение различных способов для разрешения сложной задачи; стремление обучающихся к завершенности учебных действий)

Известно, что критерии каждого показателя исследуемого явления должны быть как качественными, так и количественными, универсальными, статистически эффективными, просто и легко вычисляемыми и наиболее адекватно отражающими уровень сформированности того или иного свойства данного явления.

В связи с этим особое значение в нашей экспериментальной работе уделялось вопросу о необходимости и достаточности количественных (уровневых) характеристик разработанных нами критериев.

Общепринятым, а, следовательно, необходимым количеством критериальных уровней, согласно анализу психолого-педагогической литературы, считается три (низкий, средний и высокий). Но для нашего случая это количество не может быть достаточным, так как внутри среднего уровня сформированности развития познавательного интереса существуют большие различия в степени качества. Пять же уровней (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий), по нашему мнению, будут затруднять процессы статистической обработки результатов. Поэтому в контексте нашего исследования необходимым и достаточным количеством критериальных уровней сформированности развития познавательного интереса считается четыре (низкий, средний, выше среднего, высокий), то есть в основу экспериментальной диагностики положены четырехуровневая шкала [28, с.36-37].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Раскрыть понятие и классификацию ДПИ
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребно ...

Развитие бережного отношения к природе у старших дошкольников как аспект экологического воспитания
Дети шестого года жизни отличаются большими физическими и психическими возможностями. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начал ...

Модель воспитательной деятельности учителя с педагогически запущенными учащимися в процессе нравственного воспитания
Педагог, осуществляющий перевоспитание педагогически запущенных школьников, выполняет следующие функции: диагностическая изучение всего контингента учащихся, выявление лиц, которых можно отнести к педагогически запущенным, определение их психологического типа, степени педагогической запущенности, е ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru