Таким образом, созидательный педагогический эксперимент в обобщенном виде включил три этапа:, констатирующий, формирующий и контрольный, представленные в приложении З.
Остановимся на каждом этапе педагогического эксперимента более детально.
Выявлению аспектов развитие познавательного интереса у обучающихся был посвящен констатирующий этап нашего исследования. При этом каждая из поставленных на этом этапе задач являлась логическим продолжением предыдущей и вместе с тем отражением одной из граней комплексной исследуемой проблемы.
Отправным пунктом экспериментальной работы стали анкетирование и опросы обучающихся, изучающих дисциплину «Спецтехнология», целью которых было выяснение мнений респондентов по следующим вопросам:
Нужен ли познавательный интерес при изучении дисциплины?
Развит ли он у Вас?
Какими способами его можно развить?
По результатам обработки эмпирических данных, 93,7% опрошенных ответили, что познавательный просто необходима при изучении любой дисциплины, в том числе и «Спецтехнология», более того - без его наличия невозможно получить качественного образования и стать хорошим специалистом востребованным на рынке труда.
63 % опрошенных считают что их познавательный интерес развит, остальные 37% не уверены в этом.
В качестве способов развития познавательного интереса были названы самые различные способы, но наиболее высокий рейтинг получили следующие:
Подготовленность преподавателя к занятию – 84,2%;
Высокий профессионализм преподавателя – 87,6%;
Личные качества обучающихся – 98%;
стиль изложения материала преподавателем – 64,8%
Использование нетрадиционных способов проведения занятия (экскурсия, игра, конкурс и т.д.) – 92%
Мнение обучающихся о значимости развития познавательного интереса для подготовки высококвалифицированного специалиста подтвердили наши опросы педагогических работников, преподающих дисциплину «Спецтехнология», анализ их практической деятельности.
Показательно, что специалисты с большим педагогическим стажем отмечают значительные трудности в использовании разнообразных средств воздействия на развитие познавательного интереса (72,3% от общего числа исследуемых). Причиной тому является нехватка знаний и умений в области информационных технологий, как способа развития познавательного интереса. В своей деятельности преподаватели чаще всего используют для мотивации к учебе средства поощрения и принуждения, а не новые информационные технологии.
Реализация отправного пункта экспериментального исследования позволила сделать следующие выводы:
1) проблема развитие познавательного интереса у обучающихся в процессе изучения дисциплины «Спецтехнология» является актуальной;
2) низкий уровень развития познавательного интереса у обучающихся, изучающих дисциплину «Спецтехнология» затрудняет социализацию личности обучающихся их профессиональную подготовленность;
3) в состав формируемого образования в качестве обязательных компонентов должны быть включены: компьютерные технологии;
Выводы обусловили постановку новых вопросов:
Готовы ли к развитию познавательного интереса средствами компьютерной техники не только обучающиеся, изучающие дисциплину «Спецтехнология», но и педагоги, преподающие данную дисциплину?
На каком этапе изучения дисциплины наиболее целесообразно приступать к развитию познавательных интересов у обучающихся средствами компьютерной техники?
Каковы оптимальные пути достижения цели?
Однако прежде чем разрабатывать конкретные действия в анализируемом направлении, необходимо определить исходный уровень состояния исследуемого объекта, выявить показатели и критерии его оценки.
Поэтому дальнейшими нашими действиями, согласно задачам эксперимента, были мероприятия по формированию контрольных и экспериментальных групп и диагностике уровней развития познавательного интереса обучающихся, входящих в эти группы.
Повышение уровня сформированности умений младших школьников решать задачи
На формирующем этапе исследования дети работали с задачами, которые приведены в учебнике Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких «Математика» 3 класс, 2 часть, уроки №№ 60 – 72. Рассмотрим, как реализовывался данный этап на примерах конкретных задач. Урок 60, задача №8 в) Цель: закреплять умение пр ...
Методы, приемы и средства нравственного воспитания
По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив. Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся ...
Урок окружающего мира как форма приобщения детей к экокультуре
Содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе. В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы: 1 уров ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...