В период 4 – 5 лет ребенок не только понимает и употребляет разные части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия), но и активно овладевает способами их образования. Не случайно все исследователи признают этот период возрастом словотворчества. Лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребенка об окружающей действительности, поэтому он прибегает к словообразовательным средствам.
Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка (С. Н. Цейтлин).
К 7 годам ребенок пользуется распространенными предложениями, со всеми видами придаточных, вследствии чего, появляются связные формы высказываний. Дети начинают овладевать основными типами монологической речи (рассказ, пересказ). Рассуждения превращаются в способы решения интеллектуальных задач, а речь - орудием мышления и средством познания.
К концу дошкольного возраста речь уже сформирована как полноценное средство общения.
4) Школьный период (от 7 лет до 17лет).
Происходит активное овладение новыми видами деятельности, которые требуют значительного совершенствования и частичной перестройки речевой деятельности. Ребенок овладевает новой терминологией (учебной и школьной), учится вести диалог и монолог, используя различные лексические и грамматические средства. Одни из самых важных изменений связанны с овладением письма и чтения. В связи с этим в начале школьного этапа обучения совершенствуются все речевые навыки и умения детей, сформированные раннее, дети овладевают операциями звукового анализа и синтеза, знакомятся с буквами, осваивают навыки письма и слитного послогового чтения. Письменная речь постепенно становится средством получения и выражения знаний учащихся.
Л. С. Выготский подчеркивает, что в процессе развития ребенка слово меняет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. Причем значение слова развивается и в смысловом и системном аспектах. Развитие смысла слова состоит в том, что в процессе развития ребенка меняется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова связано с тем, что изменяется система психических процессов, которая стоит за данным словом. Для взрослого человека основную роль в системном значении слова играет система логических связей, включение слова в иерархию понятий. Для ребенка раннего возраста главную роль играет аффективный смысл, для дошкольника наглядный опыт, память определенной ситуации.
Виды внеклассных мероприятий
Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учеб ...
Игра и учебная деятельность младших школьников
На кафедре коррекционно-развивающего образования Института повышения квалификации и переквалификации работников народного образования Московской области (ИПК и ПРНО МО) совместили коррекционно- развивающие ресурсы игры с необходимости формирования учебной деятельности младших школьников и реализующ ...
Использование мультимедийных технологий в школе
Использование мультимедиа технологий в учебном процессе позволяет: - Организовать оптимальное сочетание мотивационных и наглядных параметров учебного материала. - Провести учет характеристик динамики работоспособности учащихся. - Организовать подготовка и проведение урока с учетом особенностей восп ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...