Качество образования на селе по определению не может и не должно быть хуже городского, если использовать все его возможности.
Расходы на одного ученика малокомплектной сельской школы в среднем по стране в 2,5–3,5 раза превосходят аналогичные затраты в полнокомплектной школе – как городской, так и сельской. А вот результаты . К сожалению, качество образования детей из таких учебных заведений оказывается чрезвычайно низким.
Казалось бы, уровень образования в небольших школах потенциально должен быть выше.
Но исследования показывают, что уровень учебной мотивации учеников сельских школ довольно низкий, познавательные интересы развиты гораздо слабее, соответственно и успеваемость ниже. Может быть, все дело в том, чтобы выбрать способ обучения, подходящий именно для этих детей и этих конкретных социальных обстоятельств? Как нам кажется для работы в сельских школах замечательно подходит метод разновозрастных групп.
В сельских школах уже давно используется объединение нескольких классов начальной школы, реже – основной и старшей школы. Но на таких занятиях совместная учебная деятельность детей разного возраста практически отсутствует. Главная же задача действительно разновозрастного обучения в сельской школе – использовать громадный развивающий, воспитательный потенциал совместных действий учеников разного возраста. Во-первых, круг общения в классе, где учатся всего несколько человек-ровесников, сильно сужен, что создает особую психологическую напряженность для детей. Объединение детей разных возрастов на одном уроке меняет эмоциональный фон занятий. У ребят появляется возможность демонстрировать свои знания большему кругу людей, чем раньше (следовательно, повышается мотивация к учению вообще). Во-вторых, разновозрастное обучение способствует социальному развитию детей. Старшие помогают младшим в организации учебной деятельности, что оказывается особенно важным именно для тех учеников, которые по тем или иным причинам не могут реализовать себя в группе сверстников на обычном уроке.
Два других принципа организации работы в разновозрастном классе – принцип взаимообучения и педагогизации учебной деятельности детей. Ученикам, особенно старшим в группе, не только формально передаются на некоторое время учительские функции контроля, консультирования и даже объяснения нового материала. Главное, что каждый из них действительно побывает в свое время в роли учителя, в реальности столкнувшись со всем необходимым объемом работ, при помощи которых можно добыть знание и поделиться им. И не менее важно, что учитель, сознательно допускающий это, не отстраняется и наблюдает, а оказывает своевременную педагогическую поддержку, становится консультантом консультантов. В связи с таким типом организации занятий увеличивается роль самооценки и взаимооценки работы учеников. Однако это возможно только в том случае, если учебная работа организована действительно грамотно, если учитель тщательно обдумывает содержание и формы совместной деятельности детей, раскрывает перед учениками значимость действий каждого, обеспечивает сменяемость ролевых позиций детей в течение занятия. И действительно уроки, организованные в сельской школе таким образом, позволяют решить хотя бы отчасти перечисленные выше традиционные проблемы развития учеников сельских школ.
Первый эффект, и может быть самый главный, который может возникать в малых школах, – это эффект сообщества. В таких школах гораздо проще создать атмосферу семьи, сообщества близких друг другу людей. Этот эффект сообщества, быть может, самый главный и самый мощный. Поскольку основная задача школы (по крайней мере в ее подростковой части) – научить ребят жить с людьми по-человечески, дать им основу для будущей взрослой жизни, а она закладывается прежде всего в кругу друзей, имеющих общие ценности.
Второй возможный эффект малых школ – особые отношения с родителями и окружающим миром (социумом). В малой школе больше возможности организовать содержательный диалог учителей и родителей и соучастие и тех и других в жизни школы. Малая школа оказывается как бы ближе к сообществу, которому принадлежат родители ее учеников, его частью, а в некоторых случаях и его системообразующим элементом.
Так, школа на селе оказывается часто фактором, удерживающим село от вымирания, часто – основным социокультурным центром села, а в некоторых местах и основным организатором хозяйственной жизни на селе. Сельское сообщество, естественно, заинтересовано в деятельности школы, которая, в свою очередь, втягивает родителей в круг школьной деятельности и школьных интересов.
Небольшое количество учеников в одной параллели, возможность ребят разных возрастов общаться друг с другом, построение школы, отчасти по модели семьи, приводит и к особым межпоколенческим отношениям, которые в большой школе надо специально организовывать, что очень непросто, а в хорошей малой школе возникают почти автоматически.
Развитие личности в филогенезе и онтогенез личности с точки
зрения социальной педагогики
Развитие– это изменения, которые происходят со временем в психике и поведении человека. Развитие затрагивает все стороны психики: познавательную, эмоциональную и волевую; необратимые перемены наблюдаются в способах поведения, общения и деятельности людей. Развитие личности – это преобразования, охв ...
Психолого-педагогические условия формирования нравственных чувств
Одним из основных принципов отечественной педагогики и психологии является положение о воспитании в деятельности. Именно в деятельности создаются возможности для преодоления формализма в знаниях детей о моральных нормах, для воспитания нравственно-волевых качеств и отношений со сверстниками: в собс ...
Содержание и последовательность
изложения темы «Основания» в школьном курсе химии
В тему «Основания, кислоты, оксиды, соли» включают большой объем учебного материала, который предназначен для усвоения двух разделов этой темы: классификация сложных неорганических веществ и изучение реакций обмена, происходящих в растворах; оба раздела связаны изучением свойств солей и взаимодейст ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...