Особенности организации учебно-воспитательного процесса в сельской школе

Комплексная педагогика » Воспитательная система сельской школы » Особенности организации учебно-воспитательного процесса в сельской школе

Страница 3

Но здесь возникает и противоречие, о котором надо помнить и пути разрешения которого необходимо искать в каждом конкретном случае индивидуально. Дело в том, что у малой школы обычно и помещение небольшое. И в этом помещении рядом друг с другом живут и малыши начальной школы, и подростки. Что, как я уже отмечал выше, хорошо. Но при всем при том малышам и подросткам нужна разная среда обитания. Если для малышей лучше, чтобы помещение, в котором они находятся, было мягким, уютным, нежным… то подросткам нужно больше простора, больше возможности «ломать и строить». И здесь возникает существенная проблема для малых школ – как в небольшом помещении совместить возможность общей активной жизни разных поколений и необходимость разных сред для развития.

В небольшой школе гораздо проще, чем в многочисленной, отказаться от традиционной отметочной системы (и вместе с ней от ее многочисленных негативных последствий). Просто в силу того, что ребят меньше, и соответственно нет особой нужды всех нивелировать и изобретать технологичную, одинаковую для всех систему.

В небольшой школе больше возможности словесной, содержательной оценки, поддержки, обратной связи каждому ребенку. В ней предоставляется учителям больше возможности быть терпеливыми по отношению к детям, их шалостям, реальным проблемам и сложностям взросления. В малой школе больше возможности подробнее общаться с родителями, а не ограничиваться записями в дневнике.

Кроме того, в маленьком классе, как это ни странно, еще резче начинают проявляться отличия детей. И если в большом классе такая разница отчасти нивелируется, скрадывается, в частности дифференцируя ребят на какие-то группы, то в маленьком классе она резко «выходит наружу».

И здесь у учителя возникает существенная проблема метода. Дело в том, что учителей в пединститутах учат работать фронтально с большими классами или индивидуально (один на один с учеником). Очень мало где будущих учителей оснащают средствами работы с малыми группами. И уж совсем неясно, как работать с классом, где и никаких групп-то не создашь. Стоять у доски и вещать материал в лекционном стиле, когда в классе сидят 5 учеников, – смешно. Дать каждому ученику учебник и, передвигаясь от одного к другому, беседовать индивидуально – тоже плохо. Немногие подростки выдержат несколько месяцев подряд такую «скучную» учебу.

В старшей школе небольшие классы ставят учителей еще перед одной проблемой. Дело в том, что уже в возрасте 14–16 лет ребятам точно важно иметь возможность пробовать себя в разных направлениях человеческой деятельности, отчасти специализироваться в какой-то интересующей ученика сфере. Снова возникает необходимость индивидуальных маршрутов. В большой школе отчасти эту проблему можно решить за счет создания профильных групп. А как быть маленькой школе, где просто из-за количества ребят никаких групп не создашь?

Сама ситуация жизни «заставляет» малые школы переходить к тем или иным способам организации разновозрастного, разноуровневого обучения; выходить за пределы школы в поисках новых ресурсов для организации практики ребят, обеспечения возможности индивидуальных образовательных маршрутов в старших классах; находить партнерские школы, основывающиеся в своей деятельности на схожих ценностях.

Как же нам расстаться со столь притягательным мифом о светлой сельской школе и доброй сельской учительнице, о счастливых румяных деревенских детишках, подобно Филипку, готовых преодолеть километры ради тяги к знаниям?

Увы, современным филипкам порой незачем бежать в школу, где их ничему не смогут научить. Психологи и социологи отмечают некую безысходность, царящую на селе. Молодежь гонит из деревни в город не только стремление поправить свое материальное положение, но главным образом надежда на новую жизнь, отличную от беспросветного прозябания их родителей.

Сегодня возможен только один способ избежать вымывания сельского населения: ориентировать молодых людей на местные рынки труда, которые необходимо создавать. По мнению специалистов, в стране было бы больше фермерских хозяйств (сейчас их только 600 тысяч) и предприятий малого и среднего бизнеса на селе, если бы уже в школе дети получали необходимые экономические и юридические знания.

Людей удерживает в селе не школа, как полагают ревнители лозунга “Село будет жить, пока в нем есть школа”, а самые прагматичные факторы – наличие работы и постоянный доход от нее.

Аграрная сфера постепенно становится привлекательной для зарубежных инвесторов, на средства которых в отдельных регионах уже закуплены современные модели комбайнов и тракторов с компьютерными системами управления. Зачастую эта техника XXI века простаивает из-за того, что нет квалифицированных кадров, способных на ней работать.

Сегодня сельские жители смотрят на технологическое оснащение школы как на предвестники новой жизни, которые заставляют их поверить в то, что для их детей и внуков еще не все потеряно.

Страницы: 1 2 3 4


Специфика социального общения подростка в школе
Я изучила конфликтность в семейных отношениях, теперь проследим эту конфликтность в школе на классных руководителях 9-11 классов. Для этого я использовала методику К.Н. Томаса(1973), адаптированную у нас Н.В. Гришиной в тест «Конфликтная ли Вы личность?» При опросе классных руководителей моя основн ...

Педагогические организации работы над формированием орфографического навыка письма
Орфография (гр. Orthos – правильный, grapho – пишу) определяет нормы расширенной речи, которые приняты в всяком определенном языке на данном этапе его становления. Правила письма нужны всем языку, так как они обеспечивают точную передачу оглавления речи и верное осознание написанного всеми говорящи ...

Пример проведения урока с применением ИТ и информационных ресурсов сети Интернет
Кто же на самом деле открыл "теорему невесты", которая известна большинству как теорема Пифагора? Этим интересным исследованием можно заняться с учащимися 6 класса, что и было сделано в одной из российских школ. Ученики прочитали, что на Пифагора как на математика при жизни почти никто не ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru