Но здесь возникает и противоречие, о котором надо помнить и пути разрешения которого необходимо искать в каждом конкретном случае индивидуально. Дело в том, что у малой школы обычно и помещение небольшое. И в этом помещении рядом друг с другом живут и малыши начальной школы, и подростки. Что, как я уже отмечал выше, хорошо. Но при всем при том малышам и подросткам нужна разная среда обитания. Если для малышей лучше, чтобы помещение, в котором они находятся, было мягким, уютным, нежным… то подросткам нужно больше простора, больше возможности «ломать и строить». И здесь возникает существенная проблема для малых школ – как в небольшом помещении совместить возможность общей активной жизни разных поколений и необходимость разных сред для развития.
В небольшой школе гораздо проще, чем в многочисленной, отказаться от традиционной отметочной системы (и вместе с ней от ее многочисленных негативных последствий). Просто в силу того, что ребят меньше, и соответственно нет особой нужды всех нивелировать и изобретать технологичную, одинаковую для всех систему.
В небольшой школе больше возможности словесной, содержательной оценки, поддержки, обратной связи каждому ребенку. В ней предоставляется учителям больше возможности быть терпеливыми по отношению к детям, их шалостям, реальным проблемам и сложностям взросления. В малой школе больше возможности подробнее общаться с родителями, а не ограничиваться записями в дневнике.
Кроме того, в маленьком классе, как это ни странно, еще резче начинают проявляться отличия детей. И если в большом классе такая разница отчасти нивелируется, скрадывается, в частности дифференцируя ребят на какие-то группы, то в маленьком классе она резко «выходит наружу».
И здесь у учителя возникает существенная проблема метода. Дело в том, что учителей в пединститутах учат работать фронтально с большими классами или индивидуально (один на один с учеником). Очень мало где будущих учителей оснащают средствами работы с малыми группами. И уж совсем неясно, как работать с классом, где и никаких групп-то не создашь. Стоять у доски и вещать материал в лекционном стиле, когда в классе сидят 5 учеников, – смешно. Дать каждому ученику учебник и, передвигаясь от одного к другому, беседовать индивидуально – тоже плохо. Немногие подростки выдержат несколько месяцев подряд такую «скучную» учебу.
В старшей школе небольшие классы ставят учителей еще перед одной проблемой. Дело в том, что уже в возрасте 14–16 лет ребятам точно важно иметь возможность пробовать себя в разных направлениях человеческой деятельности, отчасти специализироваться в какой-то интересующей ученика сфере. Снова возникает необходимость индивидуальных маршрутов. В большой школе отчасти эту проблему можно решить за счет создания профильных групп. А как быть маленькой школе, где просто из-за количества ребят никаких групп не создашь?
Сама ситуация жизни «заставляет» малые школы переходить к тем или иным способам организации разновозрастного, разноуровневого обучения; выходить за пределы школы в поисках новых ресурсов для организации практики ребят, обеспечения возможности индивидуальных образовательных маршрутов в старших классах; находить партнерские школы, основывающиеся в своей деятельности на схожих ценностях.
Как же нам расстаться со столь притягательным мифом о светлой сельской школе и доброй сельской учительнице, о счастливых румяных деревенских детишках, подобно Филипку, готовых преодолеть километры ради тяги к знаниям?
Увы, современным филипкам порой незачем бежать в школу, где их ничему не смогут научить. Психологи и социологи отмечают некую безысходность, царящую на селе. Молодежь гонит из деревни в город не только стремление поправить свое материальное положение, но главным образом надежда на новую жизнь, отличную от беспросветного прозябания их родителей.
Сегодня возможен только один способ избежать вымывания сельского населения: ориентировать молодых людей на местные рынки труда, которые необходимо создавать. По мнению специалистов, в стране было бы больше фермерских хозяйств (сейчас их только 600 тысяч) и предприятий малого и среднего бизнеса на селе, если бы уже в школе дети получали необходимые экономические и юридические знания.
Людей удерживает в селе не школа, как полагают ревнители лозунга “Село будет жить, пока в нем есть школа”, а самые прагматичные факторы – наличие работы и постоянный доход от нее.
Аграрная сфера постепенно становится привлекательной для зарубежных инвесторов, на средства которых в отдельных регионах уже закуплены современные модели комбайнов и тракторов с компьютерными системами управления. Зачастую эта техника XXI века простаивает из-за того, что нет квалифицированных кадров, способных на ней работать.
Сегодня сельские жители смотрят на технологическое оснащение школы как на предвестники новой жизни, которые заставляют их поверить в то, что для их детей и внуков еще не все потеряно.
Анализ исследования особенностей обучения детей с нарушениями интеллекта
Эксперимент проводился на протяжении 3 недель. Как показывают сведения о детях из контрольной группы (см. таблицу 1), эти дети нуждаются в коррекции звукопроизношения, а также в постановке правильного произношения отдельных звуков. Сведения о детях из экспериментальной группы также показывают (табл ...
Средства наглядности, используемые при обучении информатике
Учащиеся познают окружающий мир с помощью органов чувств, при этом основными являются слух и зрение. Но и данные каналы получения информации различны по своей пропускной способности. Так, система «ухо – мозг» может пропустить в секунду до 50 бит (единиц информации), пропускная способность зрительно ...
Выявление уровня сформированности представлений об истории предметного мира
у детей старшего дошкольного возраста
Изучив теоретические основы проблемы ознакомления дошкольников с историей предметного мира, мы приступили к осуществлению опытно – экспериментальной части исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе ДОУ №195 «Ласточка» Автозаводского района г. Тольятти. В исследовании принимали уч ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...