Детские дома семейного типа

Страница 1

Детский дом семейного типа является принципиально новой формой воспитания осиротевших детей. Его можно в некоторой степени отнести к приемной семье, в которой ребенок может находиться только определенное время. В детском доме семейного типа все устроено таким образом, что роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди – воспитатели, целью деятельности которых является социализация детей. В качестве субъектов этой деятельности выступает целый коллектив: социальный педагог, социальный работник, логопед, воспитатель, психолог, музыкальный работник, инструкторы по труду и физическому воспитанию, администрация детского дома. Объектами, на которые направлена социально-педагогическая деятельность, выступают воспитанники детского дома: каждый индивидуально и весь коллектив в целом.

Практика организации детских домов в России имеет богатую историю. С прошлого века и по сегодняшний день было испытано несколько разных по своей направленности подходов к проблеме детей-сирот, но ни один их них не снял проблему "ущемленного детства". Ситуация детей, которые выпадают из нормального (семейного) уклада, рассматривалась при этом во многом как ситуация лишения материальных условий жизни (питания, жилья, присмотра). В соответствии с этим пониманием задача учреждения для детей-сирот состояла в том, чтобы обеспечить ребенка необходимыми условиями для поддерживания его жизни. Вместе с тем более обстоятельный анализ ситуации показывает, что материальная сторона проблемы важна, но не является определяющей - более того, такое понимание мешает адекватно поставить проблему. За все время существования детских домов, несмотря на изменение материальных условий жизни детей, ситуация выпускников детских домов не изменилась. Это значит, что проблема должна быть поставлена заново.

Статистические данные Института Детства при Российском Детском Фонде свидетельствуют, что лишь около 30% выпускников детских домов как-то устраиваются в жизни (имеют дом, семью, постоянную работу). Из оставшихся, около 30% становятся преступниками, около 30% - бродягами (без определенного места жительства), и около 10% (каждый десятый) кончают жизнь самоубийством. Иначе говоря, из каждых десяти выпускников детских домов семь - потерянные для общества люди.

Эти данные свидетельствуют о том, что необходима специальная работа по пониманию ситуации взросления таких детей и функций учреждений по их обеспечению, и что изменения в работе детских домов должны быть направлены, прежде всего, на обеспечение социально-психологических условий вхождения детей в общество.

Переход детей от состояния, в котором они находятся под жесткой опекой педагогов и полностью несамостоятельны, в состояние, в котором они должны полностью отвечать за себя (не имея никакого опыта ответственного действия), никак не смягчается. Выпускник детского дома попадает в инородную, незнакомую социальную среду - и пытается воспроизвести в ней навыки поведения, связанного с подчинением авторитету (который знает, как себя вести и что делать). С другой стороны, ребенок детского дома привык вести себя "как вздумается", потому что ему законом положено от общества содержание и попечительство. Взрослея в условиях детского дома, ребенок почти не имеет возможности отчетливо, в реальной практике прочувствовать и осознать, насколько все зависит от него самого.

Анализ опыта выращивания детей, утративших родительскую опеку в условиях детского дома - школы показывает, что их нормальное взросление и социализация в системе сложившихся на данный момент деятельностей, не возможны. Основное противоречие состоит в том, что детский дом призван воспитать ребенка для общества, в то время как пространство детского дома является общественно (социально) изолированным. Это означает, что дети могут присвоить только те, открытые для них, социальные связи и отношения, которые реализуются и существуют в рамках детского дома. Вместе с тем, за пределами детского дома выпускники нуждаются в других общественных связях и отношениях, которые не характерны для микросообщества детского дома и не могут быть в нем выращены.

Нормальное взросление и успех социализации зависят:

от особого отношения воспитанника (выпускника) к себе и своему будущему, которое не определяется временем пребывания в стенах детского дома, но которое способствует выстраиванию перспективы жизни за его пределами;

от особого социально-педагогического сопровождения выпускника, которое не замещает инициативы ребенка, а позволяет наращивать личностный ресурс и устойчивое желание добиваться своего;

Страницы: 1 2 3 4


Понятие "деловая игра" в психолого-педагогической литературе
Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов ...

Виды речевой деятельности и их особенности
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь содержит устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух и более человек. Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, ...

Закономерности и принципы педагогического процесса
Среди общих закономерностей педагогического процесса (объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. процесса) выделяют такие: Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru