Состояние и проблемы развития детских библиотек в настоящее время

Комплексная педагогика » Роль детских и юношеских библиотек в формировании самосознания молодежи » Состояние и проблемы развития детских библиотек в настоящее время

Страница 2

Право на специализированное библиотечное обслуживание детей, связанное с возрастными и психологическим особенностями детей, закреплено Федеральным законом РФ «О библиотечном деле» (ст. 8), а также соответствующими региональными законами. И тем не менее, количество детских библиотек сокращается по вине местных руководителей, закрывающих или объединяющих детские библиотеки с библиотеками для взрослых. Центральные детские библиотеки, являющиеся центрами изучения детского чтения и методической работы по библиотечно-библиографическому обслуживанию детей в регионе, имеются только в 75 из 89 регионов России; за последнее время в трех крупных городах России самостоятельные детские библиотечные системы были объединены с библиотеками для взрослых, исчезли республиканские детские библиотеки в Башкирии и Якутии, что привело к резкому ухудшению обслуживания детей, комплектованию фондов детской литературой, снижению уровня методической помощи [2, с. 204].

Специализированные детские библиотеки составляют всего 9,2% всех библиотек системы Министерства культуры РФ, тем не менее они обслуживают около 22% всех пользователей библиотек или 52,3% читателей-детей, но к сожалению, интересы этой группы не являются приоритетом государственной политики ни в организации библиотечного обслуживания, ни в финансировании, ни в стимулировании книгоиздания для детей. Нагрузка на одного работника детской библиотеки по количеству читателей в 1,2 раза выше, чем, например, средняя нагрузка работника в научных библиотеках, а финансирование в среднем на одного читателя детской библиотеки в 2,4 раза ниже, чем в библиотеках для взрослых. Поскольку библиотеки, особенно на селе, остались единственным бесплатным учреждением культуры, а книжная продукция, периодика резко подорожали, пользование библиотеками значительно активизировалось [2, с. 205].

Основу работы любой библиотеки составляют фонды документов на разных носителях информации. Но главным среди них остается печатное издание. Суммарный библиотечный фонд всех детских библиотек составляет всего 13,5% от совокупного фонда всех библиотек Министерства культуры РФ. Это более чем вдвое ниже международного стандарта (30%). Однако ежегодно положение с комплектованием ухудшается. За последние годы книжные фонды детских библиотек уменьшились почти на 3 млн. Согласно международным нормам, в фонды ежегодно должно вливаться не менее 5% новых изданий. Приток новых поступлений в региональные детские библиотеки в России в среднем едва достигает 3%, при этом у четверти библиотек этого ранга он колеблется от 0,2 до 0,9%. В сельских библиотеках, обслуживающих детей, наивысшая его планка — 0,1 %. Оставляет желать лучшего и качество новых поступлений. Как правило, это 40% периодики и 60% изданий прошлых лет. При этом нередки случаи полного отсутствия новых поступлений для детей в сельские библиотеки [2, с. 206].

В результате фонды детских библиотек крайне изношены, подавляющая их часть содержит издания 1970-1980-х гг. Списанию по ветхости подлежит 40% изданий, до 70% отраслевой литературы морально устарела и не отвечает потребностям современных читателей. Согласно исследованию, проведенному в РГДБ в провинциальных детских библиотеках, 75% литературы по технике издана до 1990 г., основной массив книг по естественным наукам — до 1980 г. Огромен пласт малоиспользуемой художественной литературы, тогда как замены их новыми изданиями наиболее читаемых классических произведений детской литературы у библиотек нет средств. Недостаточное финансирование отрицательно сказывается и на качестве обслуживания. Большинство изданий (до 80%) поступает в единственном экземпляре и только в читальные залы, что приводит к невозможности взять литературу на дом. Эта ситуация выливается в лишение прав на доступ к информации вообще, и прежде всего, для жителей отдаленных и сельских районов [2, с. 207].

Страницы: 1 2 3 4


Периодические печатные издания англоговорящих стран
Газеты Великобритании. В Великобритании издается примерно 120 ежедневных: выходящих шесть раз в неделю, кроме воскресенья. И воскресных газет, которые, даже когда имеют идентичные названия с добавлением "Sunday Issue" и издаются той же самой компанией, представляют собой особые печатные о ...

Конфликты и компромиссы в детско-юношеской среде
Для изучения и описания конфликтных ситуаций в детско-юношеской среде, необходимо определить: психологическую совместимость общающихся и выделить интерактивный аспект общения; стратегии взаимодействия подростка. Интерактивный аспект общения включает в себя, согласно Е.В. Андриенко, многообразие про ...

Формирование основных видов движений
Основные движения – это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки. Формирование основных движений – одна из важнейших проблем теории и практики физической культуры. Сопровождая ребенка с ранне ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru