Проблема формирования духовно-нравственных ценностных качеств личности и прежде всего молодежи в современных условиях особенно актуальна [5, с. 139].
Теоретический анализ отечественных и зарубежных авторов позволяет представить, что ценностная ориентация — это интегративное личностное и социально-психологическое образование со своими механизмами, предопределяющими подготовленность человека в данной области жизнедеятельности и в которой наблюдается диалектическая связь между интеллектульно-познавательным, эмоционально-ценностным и деятельностно-практическим элементами [5, с. 40].
Формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения в современных условиях наталкивается на ряд нерешенных проблем. В их числе — противоречия, возникающие между декларируемыми российскими ценностями и ценностями, принятыми в обществе под влиянием СМИ, которые пропагандируют западный образ жизни и систему ценностей. Переход от одних ценностей к другим оказался болезненным и породил ценностный вакуум, который преодолевается с большим трудом.
Вопрос о приоритетных для россиян ценностях неоднократно обсуждался на всех уровнях — в средствах массовой информации, на научных сессиях РАО, был предметом психолого-педагогических научных исследований, изучался на междисциплинарном уровне [5, с. 40].
В качестве приоритетных российских ценностей наиболее четко выделяются свобода, жизнь, доброта, труд, мир, культура, патриотизм, интернационализм, верность Отчизне. Учитывая мировой опыт, можно констатировать тот факт, что в контексте формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций, общечеловеческие ценности имеют исключительно важное значение. Ориентация на них является важной составляющей ценностно-ориентированной деятельности социальных институтов, в том числе детских и юношеских библиотек.
Система работы по патриотическому воспитанию молодежи в детских и юношеских библиотеках нашей страны начала формироваться в далекие 70-е годы прошлого столетия. В 1979 г. Центральный штаб всесоюзного похода по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа и редакция журнала «Библиотека» объявили конкурс на лучшую организацию военно-патриотического воспитания юного поколения. Он проводился под девизом - «Есть стать в строй!» - и состоял из самых разнообразных акций и мероприятий. Прошли литературные вечера из цикла «И мужество как знамя пронесли», посвященные писателям и поэтам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны; День библиографии - «О войне, о товарищах, о себе»; урок мужества - «Им навсегда осталось 20» (о комсомольцах Великой Отечественной войны; вечер вопросов и ответов читателей предпризывного возраста со специалистами военных кафедр [1, с. 19].
К сожалению, начиная с середины 1980-х гг. и вплоть до середины 1990-х гг. стало «неприлично» говорить о патриотизме. Его дух был практически изгнан из пропаганды нравственных ценностей, СМИ, системы воспитательной работы с подрастающим поколением, вообще из духовной жизни общества. Слова «родина» и «отечество» стали выходить из употребления. Их заменили на малопонятные — альтернативные - «наша родина». Надо справедливо отметить, что все это произошло не без усилий части российской интеллигенции. Страна оказалась расколотой на обвиняемых и обвинителей, раскулаченных и тех, кто раскулачивал, репрессированных и тех, кто репрессировал. Создававшиеся столетиями в российской культуре и образовании традиции патриотического воспитания подверглись существенной ревизии [19, с. 9].
Наступала перестроечная эпоха, и на всех углах превозносились либеральные общечеловеческие ценности. В то же время память о прошлом — краеугольная ценность в формировании мировоззрения и ценностного мира юного гражданина России — была отброшена на обочину всей системы воспитательной работы. Учреждения образования и культуры реже стали проводить уроки мужества, Вахты памяти павших героев, встречи с ветеранами войны и труда — все те мероприятия, благодаря которым пробуждаются и крепнут патриотические чувства, формируется историческое сознание, а с ним и любовь к Отечеству [19, с. 9].
Просматривая методические материалы по библиотечному обслуживанию населения конца 1980-х — начала 1990-х, можно увидеть смысловой и идеологический вакуум в части военно-патриотического воспитания молодежи.
По-настоящему активизировалось героико-патриотическое воспитание молодежи в детских и юношеских библиотеках после принятия Федеральной программы «Патриотическое воспитание граждан России на 2001-2005 годы».
Детские организации в школах
Своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений, недостаточное внимание государства к социальному развитию молодежи - все это требует глубокого переосмысления функций социальных институтов, работающих с детьми, и создания условий для их нормального соц ...
Общие аксиомы
конструктивной геометрии
Фигурой в геометрии называют любую совокупность точек (содержащую по крайней мере одну точку). Будем предполагать, что в пространстве дана некоторая плоскость, которую назовем основной плоскостью. Ограничимся рассмотрением только таких фигур, которые принадлежат этой плоскости. Одна фигура называет ...
Сущность самоконтроля, его структура и значение
В психолого-педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самоконтроля. Авторы одних работ рассматривают самоконтроль как свойство личности в широком смысле этого слова. Другие авторы считают самоконтроль актом умственной деятельности человека (формой проявления и ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...