Объяснение слов с прописными буквами начинаем с демонстрации и чтения таблицы:
Магомед ученик У Магомеда тетрадь
Патимат ученица У Патимат косы
Махачкала город Город Махачкала красивый
С амур - река Река С амур глубокая
"Мурзилка" - журнал Журнал "Мурзилка" интересный
Напоминаем учащимся о том, что с большой буквы всегда пишутся слова обозначающие имена людей, клички животных, названия книг, городов, рек морей, журналов, газет и другие собственные имена существительных.
При закреплении и проверки усвоенного используются следующие типы упражнений:
Упражнение 1. Прочитайте вслух и спишите. Обратите внимание на собственные имена.
Миша и Женя жили летом у дяди Никиты. К ребятам приехала сестра Зоя Утром дети пошли в лес. Павлик сорвал пять грибов. Зоя нашла белый гриб.
Жук
Дымок
Махачкала
Зорька
Андрей
Упражнение 2. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова и спишите предложения.
В городе . жил мальчик
Мальчика звали .
У Любы живет кот .
У Вани собака .
Во дворе мычит корова .
Упражнение 3. Прочтите вопросы. Напишите ответы на вопросы. Подчеркните в ответах собственные имена.
Как твоя фамилия?
Как тебя зовут?
В каком классе ты учишься?
Как зовут твою учительницу?
На какой улице ты живешь?
Упражнение 4. Прочитайте вслух и спишите. Найти в стихотворении имена, которые нужно писать с большой буквы.
Шел Саша по шоссе,
Нес сушки в мешке
Сушку - Грише
Сушку - Мише
Есть сушка Проше
Васе и Антоше
Еще две сушки
Нюше и Петрушке
(скороговорка)
Упражнение 5. Составьте рассказ, в котором были бы имена мальчиков и девочек; клички животных. Размер рассказа 4-5 предложений. Рекомендуемые темы рассказа:
"В парке, в лесу осенью, зимой, весной ", "Наша семья ", "Мои друзья", "В нашем доме ".
В связи с изучением этой темы обращаем внимание учащихся на то, что после точки также слова пишутся с большой буквы. С целью закрепления правописания слов после точки предлагаем учащимся предложения предварительно написанные на доске: Юра - мой брат. Брату семь лет. Папа принес нам елку. Елка была пушистая и красивая. Я и мой брат Петя жили у деда. Дед учил нас чинить сеть. Зимой малыши катаются на коньках. Малыши рады.
Обращаем внимание учащихся на подчеркнутые слова, на их написание в середине или в конце предложения, затем после точка. Делаем вывод о том, что в начале предложения после точки пишется заглавная буква.
Для закрепления названного правила предлагается учащимся выполнить упражнения следующего типа:
Упражнение 1. Прочитайте и скажите где нужно поставить точку. Наступила осень птицы улетели в теплые края мальчик хотел разорить гнездо ласточки отец не разрешил сыну это делать весной вернулись птицы они поселились в своем гнезде.
Упражнение 2. Прочитайте. Остановитесь там, где надо поставить точку. Спишите. После точки слова пишите с большой буквы.
Ребята идут на луг они помогают взрослым сушить сено в густой траве гудит пушистый шмель высоко в небе поют птицы дружно работают люди много корма они заготовили коровам.
Упражнение 3. Разбейте текст на предложения. Поставьте точку в конце каждого предложения, новое писать с большой буквы. Найдите в тексте собственные имена.
Вера Васильевна работала в маленьком поселке ночью ее разбудили заболел мальчик она вылетела в бухту Синюю у самолета ждал летчик Иванов через два часа они были в бухте.
Приведенные выше упражнения соответствовали трем способам усвоения орфографии: на основе соответствия звуков (фонем) и букв, на основе запоминания и на основе решения задач, причем касались в основном тех упражнений, которые включены в учебники по русскому языку. Но в практике работы учителя постоянно используются и такие упражнения по орфографии, которые не включаются и не могут быть включены в учебники: это различные виды диктантов, орфографическое комментирование текста, грамматический разбор, сочинения и т.д. Эти традиционные упражнения, давно принятые нашей школой, совмещают в себе различные действия, решают различные задачи.
Понятие о способностях и их природе
Большое значение в психологии придается проблеме способностей вообще и проблеме способностей школьников в частности. Целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. Здесь можно упомянуть таких, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубин ...
Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность
Профессия - род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки и являющейся источником существования. Исходя из этого, можно выделить педагогическую деятельность как профессиональную, так и непрофесиональную. Педагогическая деятельность- чрезвычайно широкое явление, охватывающее многие сфе ...
Природные предпосылки развития математических способностей
Исследование математических способностей включает в себя и решение одной из важнейших проблем ¾ поиска природных предпосылок, или задатков, данного вида способностей. К задаткам относятся врожденные анатомо-физиологические особенности индивида, которые рассматриваются как благоприятные услов ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...