Объяснение слов с прописными буквами начинаем с демонстрации и чтения таблицы:
Магомед ученик У Магомеда тетрадь
Патимат ученица У Патимат косы
Махачкала город Город Махачкала красивый
С амур - река Река С амур глубокая
"Мурзилка" - журнал Журнал "Мурзилка" интересный
Напоминаем учащимся о том, что с большой буквы всегда пишутся слова обозначающие имена людей, клички животных, названия книг, городов, рек морей, журналов, газет и другие собственные имена существительных.
При закреплении и проверки усвоенного используются следующие типы упражнений:
Упражнение 1. Прочитайте вслух и спишите. Обратите внимание на собственные имена.
Миша и Женя жили летом у дяди Никиты. К ребятам приехала сестра Зоя Утром дети пошли в лес. Павлик сорвал пять грибов. Зоя нашла белый гриб.
Жук
Дымок
Махачкала
Зорька
Андрей
Упражнение 2. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова и спишите предложения.
В городе . жил мальчик
Мальчика звали .
У Любы живет кот .
У Вани собака .
Во дворе мычит корова .
Упражнение 3. Прочтите вопросы. Напишите ответы на вопросы. Подчеркните в ответах собственные имена.
Как твоя фамилия?
Как тебя зовут?
В каком классе ты учишься?
Как зовут твою учительницу?
На какой улице ты живешь?
Упражнение 4. Прочитайте вслух и спишите. Найти в стихотворении имена, которые нужно писать с большой буквы.
Шел Саша по шоссе,
Нес сушки в мешке
Сушку - Грише
Сушку - Мише
Есть сушка Проше
Васе и Антоше
Еще две сушки
Нюше и Петрушке
(скороговорка)
Упражнение 5. Составьте рассказ, в котором были бы имена мальчиков и девочек; клички животных. Размер рассказа 4-5 предложений. Рекомендуемые темы рассказа:
"В парке, в лесу осенью, зимой, весной ", "Наша семья ", "Мои друзья", "В нашем доме ".
В связи с изучением этой темы обращаем внимание учащихся на то, что после точки также слова пишутся с большой буквы. С целью закрепления правописания слов после точки предлагаем учащимся предложения предварительно написанные на доске: Юра - мой брат. Брату семь лет. Папа принес нам елку. Елка была пушистая и красивая. Я и мой брат Петя жили у деда. Дед учил нас чинить сеть. Зимой малыши катаются на коньках. Малыши рады.
Обращаем внимание учащихся на подчеркнутые слова, на их написание в середине или в конце предложения, затем после точка. Делаем вывод о том, что в начале предложения после точки пишется заглавная буква.
Для закрепления названного правила предлагается учащимся выполнить упражнения следующего типа:
Упражнение 1. Прочитайте и скажите где нужно поставить точку. Наступила осень птицы улетели в теплые края мальчик хотел разорить гнездо ласточки отец не разрешил сыну это делать весной вернулись птицы они поселились в своем гнезде.
Упражнение 2. Прочитайте. Остановитесь там, где надо поставить точку. Спишите. После точки слова пишите с большой буквы.
Ребята идут на луг они помогают взрослым сушить сено в густой траве гудит пушистый шмель высоко в небе поют птицы дружно работают люди много корма они заготовили коровам.
Упражнение 3. Разбейте текст на предложения. Поставьте точку в конце каждого предложения, новое писать с большой буквы. Найдите в тексте собственные имена.
Вера Васильевна работала в маленьком поселке ночью ее разбудили заболел мальчик она вылетела в бухту Синюю у самолета ждал летчик Иванов через два часа они были в бухте.
Приведенные выше упражнения соответствовали трем способам усвоения орфографии: на основе соответствия звуков (фонем) и букв, на основе запоминания и на основе решения задач, причем касались в основном тех упражнений, которые включены в учебники по русскому языку. Но в практике работы учителя постоянно используются и такие упражнения по орфографии, которые не включаются и не могут быть включены в учебники: это различные виды диктантов, орфографическое комментирование текста, грамматический разбор, сочинения и т.д. Эти традиционные упражнения, давно принятые нашей школой, совмещают в себе различные действия, решают различные задачи.
Методы защиты от
компьютерных вирусов
компьютерный вирус программа информация Каким бы не был вирус, пользователю необходимо знать основные методы защиты от компьютерных вирусов. Для защиты от вирусов можно использовать: общие средства защиты информации, которые полезны также как страховка от порчи дисков, неправильно работающих програ ...
Общение в системе «отцы – дети»
Практическое исследование взаимодействия родителя и ребенка не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и характеристики родительско-детских отношений и взаимодействия. Существу ...
Орфограмма и наиболее познавательные признаки наиболее
употребляемых орфограмм
Для разработки методики работы по правописанию необходимо выделить и практическую, конкретную единицу. Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма. Обобщая существующие определения орфограммы, можно выделить следующие ее признаки: во-первых, орфограмма - эт ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...