Наш анализ показал, что абсолютное большинство ППС в настоящее время строятся на основе идей программированного обучения: используются линейный, разветвляющийся и комбинированный принципы их составления.
Проведенный нами эксперимент показал, что метод альтернативных ответов, заложенный в ППС, подавляет индивидуальность школьников, более того, наказанными оказываются именно те учащиеся, которые оригинально и нешаблонно мыслят. Немудрено таким образом более сильных, способных школьников спустить в развитии на ступень ниже. При работе с такими ППС могут пострадать учащиеся с глубоким, тонким восприятием, критической проницательностью.
Закономерно встают вопросы: не упустим ли мы развитие творческого мышления школьника при увлечении диалоговыми программами, составленными по принципу дихотомии: да - нет? Не будут ли помехой для ученика его тонкий ум, умение действовать нешаблонно в условиях диалоговых программ, составленных по принципу программированного обучения?
В ППС должна быть определена не только содержательная сторона учебного материала, но и процессуальная, то есть в них должны быть определены те виды деятельности, которые позволяют усваивать выделенный объем знаний на творческо-продуктивном уровне. К таким видам деятельности можно отнести конструирование, классификация, обобщение, анализ, синтез и т.д.
Определяя дидактико-методические требования к ППС, направленные на формирование творческого компонента мышления, следует учитывать специфику учебной дисциплины. В модели учебной дисциплины можно выделить два блока: основной предметный, включающий то содержание, ради которого учебная дисциплина введена в учебный план; процессуальный, обеспечивающий усвоение знаний, формирование умений, развитие и воспитание школьников.
Главную цель учебного предмета определяют его ведущие компоненты: научные знания, способы деятельности. Как показывает анализ, математика есть учебный предмет с двумя ведущими компонентами. Если детализировать эту мысль, то в алгебре доминируют научные способы деятельности, а в геометрии - научные знания.
Говоря о развитии творческого мышления у обучающихся, нельзя не затронуть вопроса о соотношении функций учебника математики и компьютера. Такие функции учебника, как информационная, трансформационная, систематизирующая, закрепления и самоконтроля, самообразования, интегрирующая, координирующая, развивающе-воспитательная, должны быть распределены между всеми участниками учебного процесса. Особо важными в решении этой проблемы являются вопросы пересмотра структурной компоновки учебников математики и их управляющей функции по формированию и усвоению школьниками знаний, умений и навыков.
Основные понятия, правила, законы (категориально- понятийный аппарат курса математики) в учебнике должны подаваться в проблемном виде, что создаст условия для формирования у школьников положительных мотивов учения. Проблемные ситуации в учебниках должны быть градуированы по степени проблемности; последняя определяется количеством содержащейся в этих ситуациях информации об "открываемом" понятии, правиле, приеме и т.д.
Раскрывать проблемные ситуации в учебнике нецелесообразно, ибо если такое раскрытие и будет предусмотрено, то это будет лишь "усредненный" вариант, рассчитанный не на индивидуального учащегося, а на модель среднего ученика. Учебник не в состоянии реализовать все условия оптимального учета индивидуальных различий обучающихся.
Учитель владеет большим арсеналом приемов, форм и методов дифференциации и индивидуализации процесса обучения, но и он не в силах использовать его полностью на одном уроке, особенно в условиях переполненных классов.
Сказанное выше говорит в пользу того, что перепоручить раскрытие проблемных ситуаций следует компьютеру. Это позволит максимально учесть неповторимую индивидуальность каждого ученика. Раскрытие проблемных ситуаций с помощью ППС должно строиться так, чтобы оно требовало от обучающихся использования уже имеющихся знаний и умений, и вместе с тем, нести неизвестную закономерность или способ действия, потребность в которых и должна быть осознана школьниками.
Общее понятие воспитательной системы школы
Воспитательная система — не застывший, а постоянно развивающийся феномен. Появляются и исчезают различные идеи, представления, устойчивые способы взаимодействия детей, те или иные виды деятельности, организационные структуры; усложняется и упорядочивается жизнедеятельность коллектива или, наоборот, ...
Анализ понятия «нравственное
воспитание» в психолого-педагогической литературе
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадл ...
Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе как
педагогическая проблема
Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути. Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученическог ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...