Если иметь в виду, что содержание выполняет познавательную и ценностно-ориентационную функцию, то программирование выполняет функцию организующую. Вариативно-программный подход дает возможность избавиться от укоренившегося за десятилетия и исповедуемого по сей день единообразия в работе с детьми. Выполнить эту задачу призваны программы деятельности по интересам различных объединений, разработанные научно-практическим центром СПО-ФДО.
Гарантированность самостоятельного выбора детьми различных видов деятельности создает условия для приобретения знаний и навыков социальных отношений и социального общения, проявления инициативы, активности, творчества в деятельности, понимания ребенком зависимости своих успехов (неудач) от развития социальных отношений, складывающихся в его коллективе или вокруг него.
Наш многолетний опыт работы позволил выявить ведущие условия, которые обеспечивают выбор детьми вариантов деятельности в детской общественной организации:
разнообразие и интенсивность деятельности;
широкий набор социальных ролей при организации совместной деятельности детей;
расширение зоны общения и взаимодействия ребенка в детской общественной организации путем создания клубов по интересам, творческих групп, кружков, секций.
Широкое поле выбора социальных ролей предоставляют ребенку детские общественные организации, работающие по самым различным программам. Активное участие детей в поиске путей реализации социальных ролей в процессе самореализации обусловлено их возможностью проявить и осознать себя в ситуации социальных проб. Социальная проба - это совокупность последовательных действий, связанная с выполнением специально организованной социальной деятельности в экономической, политической и духовной сферах, на основе выбора способа поведения в этой деятельности, и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций (М.И. Рожков).
В условиях детской общественной организации и многовариантности программ деятельности ребенок выполнял в среднем по 5-6 организационных и 4-5 содержательных ролей. Объясняется это свободным выбором детьми проблем для обсуждения, микрогрупп для разработки идей, организационных и содержательных ролей, видов деятельности, возможностью перехода из одной организации в другую или из одной программы в другую, даже выхода из программы и работы по собственным планам, отказом от предложенной работы и разработкой и реализацией собственного содержания.
Основными условиями личностно-ориентированной социально-педагогической помощи ребенку, по нашему мнению, являются:
конвергенция уровней различных воспитательных потенциалов (их согласование, сближение к одной оси) семьи, дворовой компании, общественной организации, школы, социума, общества, т.е. микро-, макро-, мета- уровней в соответствии с вышеназванными принципами;
балансирование темпов накопления и реализация воспитательного потенциала (определить соотношение воспитательных возможностей и создать условия их реализации);
обеспечение равных стартовых возможностей участия детей в общественной жизни;
оптимистическая перспектива;
свобода и ответственность социального выбора;
ситуации успеха, общественного признания.
В свете вышеизложенного нами дано следующее определение понятия “социализация ребенка в детской общественной организации” - это диалектический процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания, усвоения, присвоения, обогащения и передачи ребенком опыта социального взаимодействия детей и взрослых.
Построение геометрического доказательства школьных теорем с
использованием мысленного эксперимента
Рассмотрим теорему о средней линии трапеции. Эта теорема по-разному представлена в школьных учебниках геометрии под авторством Погорелова А.В. и Атанасяна Л.С. В учебнике Атанасяна Л.С. [3,стр. 200 - 201] теорема доказывается через понятие вектора, а точнее через правило построения суммы нескольких ...
Методы стимулирования и коррегирования учебно-познавательной деятельности
учащихся
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойч ...
Образование как общественное явление и педагогический процесс
Понятие «образование » появилось еще в раннем средневековье и традиционно трактуется как создание человека по образу и подобию Бога. В настоящее время понятие «образование» утратило религиозный оттенок, однако с понятием образованного человека неотъемлемо связано понятие культурного развития, храня ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...