Детские организации в школах

Комплексная педагогика » Детские организации в школах

Страница 6

Как уже отмечалось, каждый человек в жизни выполняет ту или иную роль, которая предписывает ему определенную систему действий, поведения. Включение детей в социальные отношения осуществляется через овладение определенными социальными ролями.

Социализация ребенка в деятельности детской организации будет осуществляться более успешно, если обеспечить гармонизацию общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей, являющуюся сутью ведущего принципа доминанты общечеловеческих ценностей.

Личность всегда выступает как исполнитель определенных социальных ролей, которые определяют содержание деятельности человека и требования к ней. Нетрудно заметить, что социальные роли как бы заданы нам обществом, более того, одни из них зафиксированы в официальных документах (правилах для учащихся, правах и обязанностях и т.п.), другие - закреплены в обычаях и традициях, так называемых “неписаных” законах. С возрастом число социальных ролей человека расширяется, совершенствуется мастерство их исполнения, и таким образом человек реализует себя. Стремление реализовать себя - общее для всех людей. Стало быть, одним из требований к действиям организаторов детских организаций, а также педагогов, родителей является учет той истины, что в процессе социализации главное предназначение ребенка “выполнить себя”, реализовать себя. Это дает основание сформулировать новый педагогический принцип - принцип самореализации ребенка в детской общественной организации.

Детские общественные организации жизнеспособны, если они рождаются естественным образом, то есть на основе стремления детей удовлетворить свои потребности и интересы: познавательные, трудовые, политические, религиозные, экологические и т.д. Чем определенней будет сфера деятельности любого объединения, чем точнее определен круг интересов, которые можно в этом объединении реализовать детям, тем больше шансов у такого объединения стать действительно нужным и полезным для детей, а значит, больше возможностей для существования и развития отношений между ними. Однако этого недостаточно, чтобы детская общественная организация была жизнеспособна. Необходимо обеспечить реализацию принципа саморазвития и самоорганизации жизнедеятельности детской общественной организации.

Детская организация как предпочитаемый детьми фактор социализации имеет присущие любой общественной организации механизмы управления. Но есть и отличительная особенность: так как детская организация объединяет на равных и детей, и взрослых, то существуют как бы две составляющие механизма - взрослое (педагогическое) управление и детское самоуправление. Найти равнодействующую этих двух составляющих в пользу приоритета детских интересов позволит учет принципа взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления.

Успешность процесса социализации ребенка в детской организации во многом зависит от определения содержания деятельности детей. В течение всего периода существования пионерской организации предпринималась попытка создать единую, унифицированную программу ее деятельности. Это нашло отражение в работах исследователей детского движения.

Разработанный нами вариативно-программный подход - это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения; объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для формирования личности, ее социализации. Он предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Народная сказка как средство нравственного воспитания детей
Издавна многие педагоги говорили о том, что произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями [39]. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, ...

Влияние спорта на физическое развитие учащихся
Занятия физическими упражнениями в молодом возрасте предъявляют большие требования к физическому развитию. Поэтому при организации таких занятий необходимо особенно тщательно проводить наблюдения за влиянием различных тренировочных средств и методов на изменение физического развития занимающихся. И ...

Создание условий для конструктивной деятельности детей
В старших группах детского сада, как правило, не определяют специального места для конструирования, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные. Мелкий строительный материал хранят в коробках, в которых он был приобретен, и по деталям не разбирают (как для малышей). К ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru