Рейтинг – это число; получается оно либо путем опроса субъективных мнений экспертов (как рейтинг политических лидеров), либо путем набора очков и баллов: ответил на уроке – получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов, и т. д. В конце учебного периода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. После этого множество учеников упорядочивается по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной ранг. В ряде школ рейтинговая система промежуточных оценок уже действует.
Обратиться к рейтингу заставляют недостатки школьной системы оценки знаний, а именно:
узкий диапазон школьных оценок;
большая субъективность оценки, расплывчатость ее критериев. Отсутствие самооценки;
негуманность системы. Ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов;
незначительный объем контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам;
отсутствие учета весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы);
недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, написание научных рефератов и т. п.);
недемократичность системы. Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа.
Для правильного построения рейтинговых систем существует технология с критериями согласования позиций экспертов, т. к. количество баллов за то или иное учебное достижение назначается экспертным способом довольно произвольно.
По этой системе определяются:
общий и предметный рейтинг учеников в классе;
рейтинг классов в школе;
динамика рейтингов учеников и классов в течение учебного года;
рейтинг первой десятки учеников школы по учебным предметам.
Анализ рейтинга учеников и классов ОУ позволяет:
индивидуализировать и дифференцировать учебную и воспитательную работу;
стимулировать познавательную работу учеников и классов;
конкретизировать работу классных руководителей с учениками и родителями;
более объективно проанализировать работу классов и школы в целом.
Рейтинговое оценивание знаний – один из существенных способов: влияния на успеваемость учащихся, формирования интереса к процессу обучения и его результатам; расширения границы школьного балла, повышения его значимости; включения самих учащихся в активный поиск возможности повышения своего среднего балла и рейтинга.
Система определения рейтинга ученика (по успеваемости):
оценка за четверть и год определяется как среднеарифметическая всех оценок с учетом их веса (с точностью до 0,01);
количество оценок в четверти должно быть не менее трех;
ученику предоставляется право ответа для повышения оценки в конце четверти (или темы);
рейтинг определяется:
– по итоговой оценке за четверть (год);
– по предметам в классе;
– по каждому предмету в школе.
Шкала перевода среднего балла в 4балльную систему:
средний балл 2,49 и менее – отметка "2";
2,50–3,49 балла – "3";
3,50–4,49 балла – "4";
4,50 и более – "5".
Рейтинг определяется для учащихся, кто превысил минимальный норматив 3,4–3,5 балла, или для всех учащихся (по усмотрению педагогического коллектива).
Психология усвоения орфографии учащимися начальных классов
Формирование у учащихся орфографической грамотности - умения правильно употреблять графические средства (буквы, дефис, пробел, черточку) при передаче на письме звучащей речи в соответствии с принятыми правилами правописания - является одной из основных целей изучения русского языка в школе. Реализу ...
Общение в системе «отцы – дети»
Практическое исследование взаимодействия родителя и ребенка не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и характеристики родительско-детских отношений и взаимодействия. Существу ...
Метод геометрического места точек
Геометрическим местом точек называется совокупность точек, обладающих свойствами, исключительно им принадлежащими. Если задача приводится к определению точки, то можно отбросить одно из условий, которому эта точка должна удовлетворять; тогда искомая точка станет способна принять бесчисленное количе ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...