Рассмотренные принципы профильной дифференциации содержания образования могут быть реализованы на практике по-разному, с помощью различных средств, этому свидетельствует возникновение в последние годы, наряду с традиционными школами с углубленным изучением отдельных предметов, таких образовательных учреждений, реализующих профильное обучение, как гимназии, лицеи, колледжи, профучилища.
В концепции профильного обучения предусмотрены 2 модели организации профильного обучения: модель внутришкольной и модель сетевой организации.
Модель внутришкольной профилизации предполагает, что общеобразовательное учреждение может быть как однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) так и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения). К тому же общеобразовательное учреждение может быть в целом вообще не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа курсов элективных предоставлять школьникам возможность в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.
Элективные курсы – это курсы по выбору учащихся, обязательные для посещения, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.
Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно превышать количество таких курсов, которые обязан выбрать учащийся, при этом в «Концепции профильного обучения» было заложено примерное соотношение объемов базовых, профильных и элективных курсов: 50%: 30%: 20% .
В целом элективные курсы в 10—11-х классах согласно нормативным и информационным документам, «должны выполнять следующие основные функции:
дополнять содержание того или иного профильного общеобразовательного учебного предмета (в качестве его «надстройки»);
расширять содержание одного из базовых общеобразовательных учебных дисциплин, например, по смежным дисциплинам;
удовлетворять познавательные интересы учащихся вне рамок выбранного профиля;
способствовать формированию умений и способов практической деятельности;
предоставлять возможность приобретать знания и умения, востребованные на рынке труда».
В соответствии с функциями элективных курсов в рамках профильного и непрофильного обучения выделяются следующие группы:
1. Курсы, выступающие в роли «надстройки». Такие дополненные профильные курсы, углубляют и расширяют знания и умения учащихся по предметам учебного плана. Школа (класс), в котором они изучаются, превращаются в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов. Такие курсы направлены:
углублять в целом все разделы содержания учебного предмета по выбранному профилю;
углублять отдельные разделы и темы учебной программы в рамках профильного и непрофильного обучения;
раскрывать содержание тем, не входящих в учебную программу профильного обучения;
носить прикладной характер и способствовать переносу теоретических знаний в деятельностную сферу;
изучать методы познания, расширять кругозор и формировать мировоззрение учащихся;
содержать сведения по истории того или иного предмета и персоналии.
2. Курсы межпредметного характера, ориентированные на интеграцию знаний учащихся о человеке, обществе, природе. Эти курсы призваны, во-первых, компенсировать недостаточность знаний учащихся в определенных сферах, связанных с выбранным профилем, что позволяет заинтересованным учащимся получить дополнительную подготовку и удовлетворить свои познавательные потребности. Во-вторых, способствовать синтезу знаний по ряду предметов и способах их применения в различных профессиональных сферах.
Cоставление уравнений реакций,
характеризующих общие химические свойства щелочей
Задание. Составьте уравнения реакций, характеризующих общие химические свойства щелочей, на примере гидроксидов натрия и кальция. [8] Последовательность действий Выполнение действий 1. Взаимодействие с кислотами NaOH + HCl = NaCl + H2O, Na+ + OH- + H+ + Cl- = Na+ + Cl- + H2O, H+ + OH- = H2O; Ca(OH) ...
Текстовые задачи в начальном курсе математики
В настоящей главе раскрывается сущность понятия «текстовая задача», описывается ее структура, приводится классификация задач по разным основаниям, дается характеристика этапам обучения решать текстовые задачи. Также рассмотрены примеры дифференцирования задач по уровню их сложности. С термином «зад ...
Анализ результатов диагностики креативности школьников младших
классов
Данные проведенного тестирования сведены в общую таблицу и приведены в Приложении 3. Нами были объединены результаты тестов Е. Торренса Е. Туник и экспертной оценки учителей. Оценивая соотносимость тестов через коэффициент корреляции, мы обнаружили, что корреляция методов Торренса и Туник составила ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...